постройка верфь Германия, Киль
заложен 8.06.99
спущен 3.03.1900
укомплектован янв. 1902
водоизмещение 5.950/5.860 т.
размерения 123,3/130/132,1х15,6х6,2 м
механизмы 3 вала ВТР, 19 котлов Шульца-Торникрофта; 19.000л.с.=23уз, испытания 20.017=23,36уз. форс. 23.600=24,5 уз
уголь 720/1.100 т.
дальность 1.550 (23,2), 3.250 (13,5), 4.300 (10) миль
броня (круп.) щиты орудий 25, рубка 152/30, подача 38, палуба 51-76 (скосы), гласис над МО 102, защита ТА 37-63 мм
вооружение 12-152/45, 12-75/50, 8-47/43, 2-37/23, 2-63,5/19 (дес), 6 ТА 381мм (2 подводных, 4 надводных)
экипаж 20/514 чел
Развитие проекта "Варяга" с улучшенной защитой, более удачным расположением орудий и надежной энергетической установкой. Обычно упоминается как самый быстроходный из русских крейсеров I-го ранга.Имел уникальный силуэт с 5 трубами.
После боя 28.07.1904 г. (4 подводных и 6 надводных пробоин, сбито 2 трубы, 11 убитых, 48 раненых) был интернирован в Шанхае. После войны служил в Сибирской флотилии. Во время первой мировой войны действовал на Тихоми и в Индийском океанах, Средиземном море (на его счету потопленные турецкие канлодка и транспорт, еще 1 транспорт захвачен в качестве приза) и в Арктике. В 1918 г. захвачен англичанами, но в 1922 возвращен РСФСР и продан на слом в Германию.