K-1JJ (строительный № С-701). Зачислена в списки ВМФ — 13 мая 1962, заложена — 9 мая 1964, спущена — 2 августа 1966, приемный акт — 6 ноября 1967, вступила в строй — 27 ноября 1967. На СФ в состав 11 дивизии 1 флотилии пл. Первый командир- кап. 1 ранга Е.Н. Золотарев. Затем — кап. 1 ранга В. Савицкий. В 1971 дежурство для обеспечения похода К-147. В 1980 переход Северным морским путем с РПКСН на ТОФ, в состав 2 флотилии, 10 дивизия пл (к-р кап. 2 ранга Н.Я. Марьяшин, старший на переходе к-адм. В.В. Мочалов). В декабре 1980 перегрузка активной зоны. 20 марта 1981 столкновение с К-184
(поврежден легкий корпус). В 1982 боевая служба в Индийском океане (9 месяцев). С 30 августа 1984 служила для подготовки индийских экипажей (к-р кап. 2 ранга А.И. Теренов), переведена в класс тренировочных станций, как УТС-550. Переоборудована на з-де "Звезда" в Большом Камне по пр. 06709. С 5 января 1988 до 5 января 1991 в аренде у Индии (S-71 "Чакра"), вновь зачислена в состав ТОФ 28 апреля 1992, бортовой номер 733. Исключена приказом Главкома ВМФ от 3 июля 1992.
К-87, с 15 января 1978 переименована в К-212 (строительный № О702). Зач — 24 января 1963, зал — 6 февраля 1965, сп — 20 марта 1968, прием — 28 декабря 1968, вст — 8 января 1969. В состав 1 1 дпл 1 флпл. В составе группы ПЛ трансарктический переход с СФ на ТОФ (к-р кап. 2 ранга А.А. Гусев, старший на борту кап. 1 ранга Е.А. Томко, стали Героями Советского Союза), с 13 ноября 1978 в состав 10 дпл 2 флпл, за переход экипаж награжден вымпелом Министерства обороны. Перегрузка активной зоны с 16 декабря 1988 в Чажме (СРЗ-30). Десять автономных походов. Последний б/н 731. Искл — приказом ГК ВМФ от 19 апреля 1990.
К-25 (строительный № С-703). Зач — 27 января 1965, зал — 2 декабря 1965, сп — 31 августа 1968, прием — 30 декабря 1968, вст — 8 января 1969. В состав 1 1 дпл 1 флпл. В мае 1974 во время стрельб ракета попала в буксир. В 1975 участие в учениях "Океан-75" со стрельбой по нескольким целям. С 21 декабря 1978 по 31 марта 1983 капитальный ремонт в губе Пала с перегрузкой активной зоны. Переход Севморпутем с СФ на ТОФ (к-р кап. 2 ранга И.А. Фомин), с 15 ноября 1984 в состав 10 дпл 2 флпл. 4 февраля 1985 пожар в ГРЩ-1. В 1987 возгорание аккумуляторного помещения. Одиннадцать автономных походов. Последний б/н 726. Искл — приказом ГК ВМФ от 24 июня 1991.
К-143 с 25 июля 1977 переименована в К-121 (строительный № С-704). Зач — 27 января 1965, зал — 25 ноября 1966, сп — 29 апреля 1969, прием — 31 октября 1969, вст — 28 ноября 1969. В состав 1 1 дпл 1 флпл. Переход Севморпутем с СФ на ТОФ (к-р кап. 1 ранга
Е.Н. Телегин, старший кап. 1 ранга ИИ. Налетов), с 6 октября 1983 в состав 10 дпл 2 флпл. В августе 1984 авария системы ВВД. 1 марта 1987 касание грунта в Авачинском заливе. Перегрузка активной зоны. Десять автономных походов. В 1990-92 б/н 737, последний б/н 711. Искл - приказом ГК ВМФ от 30 июня 1993.
К-313 (строительный № С-705). Зач — 3 ноября 1966, зал — 14 июля 1966, сп — 16 июля 1969, прием — 16 декабря 1969, вст — 9 января 1970. В состав 11 дпл 1 флпл. В марте 1970 взрыв водородной смеси. В августе 1970 затопление трюма 2 отсека при стоянке в базе. 8 августа 1971 при нахождении в подводном положении частичное затопление 3-4 отсеков через систему вентиляции. В мае 1972 (к-р кап. 2 ранга С.Я. Згурский) на Средиземном море выполняла ракетную стрельбу по мишени. Заход в Александрию (Египет). 19 декабря 1978 столкновение с МПК-90 в Западной Лице. Капремонт с перегрузкой активной зоны с 1 1 декабря 1981 по 18 сентября 1985 в губе Пала. Переход Севморпутем с СФ на ТОФ (к-р кап 2 ранга М.А. Мажуго, старший И.И. Налетов) без всплытия в Чукотском море, с 9 октября 1986 в состав 10 дпл 2 флпл. Пятнадцать автономных походов. Последний б/н 716. Искл-приказом ГК ВМФ от 3 июля 1992. В 1994 активная зона выгружена. Затонула у причала в Вилючинске 29 мая 1997, 13 октября поднята. Отстаивается в Чажме.
К-30» (строительный № С-711). Зач - 21 июня 1967, зал - 29 декабря 1967, сп - 19 февраля 1970, прием — 20 сентября 1970, вст — 20 октября 1970. В состав 11 дпл 1 флпл. 13 апреля 1978 столкновение в подводном положении с К-490. 5-12 апреля 1979 участие в учениях "Разбег-79". С 20 сентября 1982 по 10 мая 1984 капремонт с перегрузкой активной зоны (Пала- губа, з-д "Нерпа"). Переход Севморпутем с СФ на ТОФ, без всплытия в Чукотском море (к-р кап. 2 ранга В.А. Малых, старший И.И. Налетов), с 31 октября 1985 в состав 10 дпл 2 флпл. Десять автономных походов. Последний б/н 706. Искл — приказом ГК ВМФ от 3 июля 1992.
К-320 (строительный № С-712). Зач - 29 января 1969, зал - 30 апреля 1968, сп - 27 марта 1971, прием — 15 сентября 1971, вст — 27 октября 1971. В цехе на стапеле завода 18 января 1970 в результате запуска реактора произошел выброс радиоактивной воды в цех. На СФ, в состав 1 1 дпл 1 флпл. 19 января 1972 столкновение в Мотовском заливе с ПЛА К-131 (к-р на К-320 кап. 1 ранга О. Мерзляков). В 1973 частичное затопление реакторного отсека. Переход Севморпутем с СФ на ТОФ (к-р кап. 2 ранга ВТ. Аникин, старший к-адм. Е.Д. Чернов), длился 20 суток, с 5 сентября 1979 в состав 10 дпл 2 флпл. 26 ноября 1979 награждена вымпелом МО. Перегрузка активной зоны в 1980. Десять автономных походов. В 1990-93 б/н 702, последний б/н 716. Искл - приказом ГК ВМФ от 5 июля 1994.
К-302 (строительный № С-713). Зач — 1 2 января 1968, зал — 1 7 января 1 969, сп — 1 1 июля 1970, прием — 1 декабря 1970, вст — 21 декабря 1970. На СФ, в состав 11 дпл 1 флпл В июне 1972 касание дна в Мотовском заливе (к-р кап. 1 ранга А. Кочегаров). В 1973 к-р кап. 1 ранга ВТ. Семенов. В феврале 1974 касание дна на глубине 130 м в полигоне боевой подготовки (к-р кап. 1 ранга Романчук). В апреле 1979 пожар в силовой сети от короткого замыкания. С 20 апреля 1985 по 4 марта 1987 капремонт с перегрузкой активной зоны в Пала- губе. Переход Севморпутем с СФ на ТОФ (к-р кап. 2 ранга М.А. Мажуго), с 28 сентября 1987 в состав 10 дпл 2 флпл. Одиннадцать автономных походов. В 1990-92 б/н 710, последний б/н 702. Искл — приказом ГК ВМФ от 30 июня 1993.
К-325 (строительный № С-714). Зач — 31 марта 1969, зал — 6 сентября 1969, сп — 4 июня 1971, прием — 5 ноября 1971, вст — 6 декабря 1971. На СФ, в состав 1 1 дпл 1 флпл. 22 декабря 1973 пожар в кабельной трассе турбинного отсека. 14-19 апреля 1977 участие в учениях "Север-77". Переход Севморпутем с СФ на ТОФ (к-р кап. 2 ранга В.П. Лушин, старший на борту к-адм. Р.А. Голосов, стали Героями Советского Союза), с 13 ноября 1978 в состав 10 дпл 2 флпл, экипаж награжден вымпелом МО. В январе 1980 замасливание системы ВВД. Перегрузка активной зоны в 1982. Тринадцать автономных походов. Последний б/н 747. Искл — приказом ГК ВМФ от 24 июня 1991.
К-120 (строительный № С-715). Зач — 9 февраля 1970, зал — 26 января 1971, сп — 22 апреля 1972, прием — 15 сентября 1972, вст — 31 октября 1972. На СФ, в состав 11 дпл 1 флпл. В марте 1973 частичное затопление реакторного отсека. В 1975 разрушение балластной цистерны № 13 при продувании. Впервые для этого проекта совершила переход Севморпутем с СФ на ТОФ (к-р кап. 1 ранга ВТ. Козлов, получивший за переход Героя Советского Союза, старший на борту к-адм. Е.Д. Чернов), с 30 апреля 1977 в состав 10 дпл 2 флпл, в ноябре награждена вымпелом МО. Перегрузка активной зоны. Девять автономных походов. Затонула 24 июня 1983 в полигоне боевой подготовки (бух. Саранная), к-р кап 1 ранга Н. Суворов. Поднята. 13 сентября 1985 повторное затопление в СРЗ-49. 12 октября 1986 выведена из боевого состава флота, переоборудована в тренировочную станцию (УТС-130). Базируется на Камчатке.
К-201 (строительный № С-721). Зач — 25 апреля 1970, зал — 16 ноября 1971, сп — 9 июля 1972, приемный акт — 26 декабря 1972, вст — 31 января 1973. СФ, в состав 1 1 дпл 1 флпл. С 20 января по 7 мая 1974 вместе с К-314 переход вокруг Африки, Малаккским проливом, через Индийский океан (к-р кап. 2 ранга Р.А. Хайтаров) с заходом 10 марта в Берберу (Сомали) и 25 марта на Сокотру, в состав 10 дпл 2 флпл ТОФ. 8 октября 1977 попала у Камчатки в японские рыболовные сети. С 1978 к-р кап. 1 ранга А.А. Шиков. С 1979 к-р кап. 1 ранга Б.Г. Бледнов. В декабре 1980 слежение за АУГ "Коралл Си"- Главком ВМФ выразил благодарность. Перегрузка активной зоны в 1983. Двенадцать автономных походов. В 1990-93 б/н 743, последний б/н 703. Искл - приказом ГК ВМФ от 5 июля 1994.
Атомная ракетная подводная лодка проекта 670 имела веретенообразную форму легкого корпуса с эллиптическим сечением в носовой части (с приполнением), где размещались стационарные ракетные контейнеры. Расположение акустических антенн МГК-100 (шумопеленгаторная станция кругового обзора МГ-10 "Кола", станции МГ-14, МГ-23, МГ-29) заставило притупить носовые обводы, часть приборов разместили в особом обтекателе верхней части носовой оконечности и в ограждении рубки. Легкий корпус, балластные цистерны, прочная рубка выполнялись из маломагнитной стали и АМГ, надстройка и ограждение рубки - из алюминиевого сплава, в обтекателях ГАС использовался титановый сплав. Все эти "облегченные" материалы в морской воде реагируют друг с другом, вызывая электрохимическую реакцию, хотя и снижают вес высокорасположенных корпусных конструкций. Для защиты от коррозии на лодках были установлены цинковые протекторы, места соединения разнородных металлов имели прокладки, а на корпус накладывался отрицательный потенциал от особого источника электрического тока.
Для уменьшения шумоизлучения и сопротивления движению лодки под водой впервые на подводных лодках были установлены устройства закрытия шпигатных отверстий. Давление воздуха высокого давления увеличивалось с 200 до 400 кг, что позволило применять его на больших глубинах, а также без увеличения габаритов системы увеличить запас ВВД в 1,6 раза. Для повышения живучести и надежности системы воздуха ВД была внедрена кольцевая схема, а также возможность аварийного продувания цистерн главного балласта.
Система гидравлики разделялась на три автономных привода: для общекорабельных устройств, для крышек ракетных контейнеров и для рулевого устройства, что увеличивало надежность системы, а позднее и огнеопасная рабочая жидкость была заменена на негорючую, что снизило пожароопасность.
Все наружные поверхности легкого и прочного корпусов покрывались противогидролокационным резиновым покрытием. Основные размерения: длина — 95,55, ширина — 9,6, ширина по стабилизаторам — 1 3, осадка крейсерская носом — 7,81, кормой — 6,95 метров. Полное надводное водоизмещение — 3624 тонн (нормальное — 3580 т). Прочный корпус из стали АК-29 рассчитывался на предельную глубину погружения в 300 метров (рабочая — 240), в носовой оконечности на протяжении 21 метра имеет в сечении форму "тройной восьмерки". Запас плавучести — 24 %
Прочный корпус делился на семь водонепроницаемых отсеков, плоские переборки которых рассчитаны на давление 15 атмосфер. Первый отсек, составленный из трех цилиндров в виде тройной "восьмерки" — торпедный, аккумуляторный и жилой. Здесь размещалось четыре 533- мм и два 406- мм торпедных аппарата с общим боезапасом в 12 торпед типа 53-65 или СЭТ-65 и 4 торпед типа СЭТ-40 или МГГ-2 с глубиной стрельбы соответственно 100 и 200 метров. Вместо торпед можно было принимать и ставить мины (до 26 штук), а также выстреливать приборы "Анабар" для создания ложной цели (впрочем, приборы эти на практике для использования не выдавались). Погрузка боезапаса производилась через торпедопогрузочный люк. На средней палубе располагались каюты, пульты предстартовой подготовки ракет, пост гидроакустиков. Аккумуляторная батарея состояла из 112 элементов. Второй отсек — жилой, в нем же расположены челночная система спасения (ВСУ) личного состава из затонувшей лодки с глубины до 400 метров, каюты, камбуз и провизионная. Третий отсек — центральный пост, в нем же вторая аккумуляторная батарея из 1 12 элементов (общая емкость АБ- 2 х 8000 ампер/ часов). Четвертый отсек электромеханический — с пультом управления ГЭУ, главным распределительным щитом и обратимыми преобразователями тока для различных электрических цепей, в трюме размещались узлы гидравлики и холодильная машина. Пятый отсек — реакторный: ППУ ОК-350 состояла из одного реактора типа ВМ-4 мощностью 89,2 мВт с железоводной защитой и парогенераторов с общей производительностью пара 115т/ час (при температуре 280 градусов). В связи с установкой однореакторной АЭУ особое внимание было обращено на ее живучесть. Так, были продублированы все вспомогательные механизмы, введена расчлененная компенсационная решетка, системы контуров выполнялись из двух независимых ветвей, имелось два автономных конденсатора.
Шестой отсек — турбинный (ГТЗА-631), седьмой отсек — электромеханический, здесь же располагался привод для двух водометов по 270 кВт, которые давали скорость до 5 узлов в подводном положении. Энергоустановка разрабатывалась специально в ОКБМ, которым руководил И.И. Африкантов, а затем Ф.М. Митенков и была максимально унифицирована с проектом 671.
Хотя вопрос снижения шумности не ставился в числе первоочередных, все наиболее необходимые мероприятия были выполнены: применена звукоизолирующая амортизация механизмов, фундаменты механизмов, переборки и палубные настилы облицованы вибродемпфирующими покрытиями, предусмотрено размагничивающее устройство. Вначале устанавливался обычный пятилопастный винт, затем малошумные четырехлопастные гребные винты по типу "тандем" (один за другим), диаметром 3,92 и 3,82 м. Скорость подводная — 26 узлов и надводная — 10 узлов, что связано уже не сколько с мощностью, сколько с кавитацией винтов у поверхности воды.
Носовые горизонтальные рули по условиям общего расположения впервые были сдвинуты практически в среднюю часть корпуса, что позволило уменьшить до минимума дифференты от перекладки рулей при изменении глубины, и увеличило безопасность при их заклинивании: в этом случае лодка не "входила в пике", а просто меняла глубину погружения. Наряду с хорошими маневренными качествами отмечалась сложность осуществления срочного погружения, иногда с частичным заполнением цистерны быстрого погружения (ЦБП) — позднее перед рубкой стали появляться гидродинамические стабилизаторы для компенсации излишней плавучести носа.
Источниками электроэнергии были два размещенных в 6 отсеке автономных турбогенератора ТМВВ-2 мощностью по 2000 кВт (для тока напряжением 380в, частотой 50 Гц) и один дизель-генератор на 500 кВт (в 7 отсеке), с дистанционной автоматизированной системой управления "Ока".
Основным вооружением атомной подводной лодки проекта 670 был впервые в мире сконструированный для подводного старта ракетный комплекс "Аметист" (главный конструктор И.М. Иоффе), в составе восьми ракет в стационарных пусковых установках СМ-97, расположенных снаружи прочного корпуса, под углом 32,5 градуса к горизонту, а также системы управления стрельбой "Аметист" с аппаратурой контроля и предстартовой подготовки. Ракета 4К-66 твердотопливная, общая масса 2,9 тонн, дальность стрельбы 80 км, скорость полета 1 160 км/час на высоте 50-60 метров.
Как уже говорилось, проектирование лодки и ракетного комплекса шло параллельно, контрольные испытания "Аметиста" были успешно завершены с подводной лодки К-43 к 1 ноября 1967 года, окончательно на вооружение новый комплекс был принят постановлением ЦК и Совмина СССР от 3 июня 1968 года, после проведения всесторонних испытаний.
Стрельба производилась следующим образом: контейнер предварительно затапливался ("мокрый" старт), включались пороховые стартовые двигатели — после выхода ракеты из контейнера и на подводной траектории с выходом на поверхность автоматически раскрываются крылья и запускаются четыре стартовых двигателя воздушной траектории, по заданной программе крылатая ракета делает эволюции в вертикальной плоскости ("горка"), по сигналам баро - и высотомеров выходит на заданную высоту, включает маршевый двигатель 293-П Мог устанавливаться дальний или ближний режим дальности стрельбы (за счет уменьшения или увеличения скорости ракеты). Автономная бортовая система управления состояла из автопилота, высотомеров, радиолокационной головки самонаведения. После включения ГСН аналоговая вычислительная машина выбирала наиболее крупную отметку и наводила на нее ракету. Залп по такой цели, как авианосец, предполагался смешанным, по две ракеты в залпе имели спецбоеприпас, остальные шли с обычной боевой частью по 1000 кг.
По американским разведданным, в СССР было изготовлено 44 ракеты SS-N-7 в ядерном исполнении (по 4 на одну лодку) и 264 в обычном снаряжении, в том числе и практические, что составляет 3 полных боекомплекта.
Несмотря на то, что предполагаемые цели должны были быть крупными, на учениях бывали случаи, что ракеты, настроенные соответствующим образом, наводились на едва заметные объекты, типа якорной бочки, что было определенным недостатком (так называемая неизбирательность наведения). Надо лишь учесть, что основной впервые решаемой (и успешно решенной) проблемой в данном случае был все же подводный старт. Стрелять можно было с глубины до 30 метров, при скорости не выше 5,5 узлов, волнении моря не более 5 баллов, двумя залпами с минимальным интервалом.
Размещение контейнеров с ракетами вне прочного корпуса решило целый ряд проблем по обитаемости, безопасности применения и, думается, послужило в дальнейшем в качестве прототипа для проектирования всех ракетоносцев следующего поколения. Несомненной удачей было применение подводного старта. Американцы, оценив и спохватившись, только через 10 лет смогли ответить своим противокорабельным "Суб-Гарпуном".
Мореходность корабля неограниченная, автономность- 60 суток, максимальное время пребывания под водой с использованием всех средств регенерации 2000 часов. Экипаж- 86 человек, из которых 23 офицера, 33 мичмана, 6 старшин и 24 рядовых. На лодке были созданы достаточно комфортные условия при минимальных выделенных под жилье объемах, весь личный состав обеспечивался спальными местами, а для офицеров и старшин предусматривались одно — и двухместные каюты, а также кубрики. Кают-компании имелись как для офицеров, так и для рядового и старшинского состава. Конечно, все эти удобства условны, лодка в принципе не может быть просторной, но отсутствие недовольства обусловлено было еще и тем, что основную массу экипажей все еще составляли моряки, пришедшие с дизельного подводного флота, где условия быта были намного хуже.
Штурманское вооружение включало в себя неинерциальный навигационный комплекс "Сигма-670", перископ типа ПЗНС-10, приемоиндикаторы навигационных сигналов КПИ-4, КПФ-ЗК, КПФ-5, РС-1, пеленгатор "Весло-П". Имелась навигационная гидроакустическая система МГ-17, эхоледомер ЭЛ-2, эхолот НЭЛ-6, гирокомпас "Маяк-2", гироазимут типа 260М, магнитный компас КДЭ-П, лаг "Скиф", автопрокладчик курса "Сапфир". К средствам обнаружения относились РЛС типа РЛК-101, станция поиска МРП-10 "Залив-П" и станция опознавания "Хром-КМ". Управление боевыми средствами осуществлялось с помощью БИУС "Брест".
По сравнению с лодками первого поколения почти вдвое повышалась степень автоматизации управления оружием и техническими средствами: предусматривалось дистанционное и автоматическое управление подготовкой к стрельбе, движением лодки по глубине, курсу, стабилизацией на ходу и без хода, процессом погружения и всплытия, предотвращения аварийных дифферентов и провалов, а также всеми общекорабельными системами. Простота управления могла позволить иметь экипаж до 35-40 человек, но для этого нужна была бы профессиональная команда с соответствующей оплатой, что по советским порядкам являлось глупой фантазией. Лодка имела штатную стационарную электролизную установку для регенерации воздуха (на первых атомоходах ее не было), поэтому из отсеков убирались злосчастные регенерационные патроны, что сразу снизило возможность пожаров. Имелась система объемного фреонового пожаротушения, с включением как из местного, так и центрального поста.