Подводные лодки типа "Альфа" (проект 705) - 7 единиц
Основные технические характеристики:
Длина: 81.4 m Водоизмещение: 2 310/3 120 тонн
Ширина: 9.5 m Макс. глубина погружения: 750 m
Осадка: 7.6 m Прочный корпус: Титановые сплавы
Скорость: 41 узел Экипаж: 30
Количество отсеков - 6
Атомная энергоустановка
Атомная установка типа БМ-40А (или ОК-550) с одним реактором с жидко-металлическим теплоносителем, с тепловой мощностью 155 МВатт. В качестве теплоносителя применялся сплав свинца и висмута (температура кипения - 1.679 °С). Применение жидкого металла в качестве теплоносителя позволяло держать низкое давление в первом контуре, что исключало переопрессовку 1-го контура, тепловой взрыв ядерного реактора и выброс активности наружу. Специфика заключалась в том, что существовала опасность затвердевания сплава, что привело бы к выводу из строя атомной установки. В Западной Лице, где базировались корабли класса "Альфа", был создан целый береговой комплекс для кораблей этого проекта. Построена специальная котельная для подачи пара на корабли. К пирсам, где стояли корабли, поставлены плавказарма и эсминец, которые давали пар от своих котлов. Однако, в связи с низкой надежностью берегового комплекса, подводные лодки "грелись" от своего тепла, т.е. ЯР работали на минимально контролируемом уровне мощности. Это приводило к быстрому износу реакторов и необходимости постоянного присутствия экипажа на борту лодки. Трудности с обеспечением внешним теплом привели к тому, что практически все АПЛ этого класса к концу 80-х г.г. были выведены из эксплуатации. Перегрузка ядерного топлива не осуществлялось, из-за чего ЯЭУ этого класса АПЛ получили название - "реакторы одноразового использования". За все время эксплуатации корабельные ЯЭУ с ЖМТ наработали около 70 реакторо-лет.
Ядерное оружие
Ракето-торпеды 82-Р (SS-N-15).
Конструкторы
СКБ-193 ("Малахит"), гл. констр. - Русанов М.Г. и Ромин В.А.
Место постройки
Адмиралтейский завод (г.Санк-Петербург) и г.Северодвинск.
Места базирования и отстоя на СФ
Западная Лица (губа Большая Лопатка) и акватория г.Северодвинска.
Комментарии
АПЛ класса "Альфа" считались скоростными. Скорость, которую могли развить эти лодки, позволяла им уходить от торпед, хотя, в то же время, уровень их шумности был довольно высок. Автономность этих АПЛ составляла один месяц.
АПЛ класса "Альфа"
Северный флот:
К-377,
заказ No.900. Бывшая К-47. После опытной эксплуатации разобрана. Кормовая часть (реактор) хранится на острове Ягры в г.Северодвинске. 21.12.94 утвержден проект по захоронению кормовой части в Гремихе (сухой способ).
К-123,
заказ No.105. Головная ПЛ северодвинской постройки. Принята в эксплуатацию 26 декабря 1977 г. 8 апреля 1982 г. на К-123 произошла авария, которая закончилась выходом металла из первого контура в отсек и распространением активности.Ремонт занял 9 лет и закончился заменой реакторного отсека. Старый реакторный отсек (блок No.120) находится на отстое в Сайда-губе. АПЛ в эксплуатации до 1996 г. Находится в Западной Лице (Большая Лопатка).
К-432,
заказ No.106. В 1995 г. утилизирована на ПО "Севмаш" в г.Северодвинске.
К-463,
заказ No.915. АПЛ утилизирована на ПО "Севмаш" в 1994 г.Блок из реакторного отсека и приваренных к нему цистерн плавучести находится на отстое в Сайда-губе.Реактор заполнен 20 тоннами ТРО.
К-493,
заказ No.107. Топливо выгружено. Находится в Западной Лице (Большая Лопатка). Готова к буксировке на ПО "Севмаш".
К-373,
заказ No.910. Топливо не выгружено. АПЛ находится в Западной Лице (Большая Лопатка).
К-316,
заказ No.905. В 1995 г. АПЛ утилизирована на ПО "Севмаш" в г.Северодвинске. Отсек отбуксирован в Сайда-губу.