Русский народ за многовековую историю мореплавания накопил немалый опыт в постройке прочных мореходных судов, который представлял собой одно из важнейших условий, обеспечивших создание регулярного военно-морского флота в России. Но Петр I не стал ограничиваться отечественным опытом судостроения, а решил всесторонне изучить опыт кораблестроения в передовых странах Западной Европы и все лучшее, что имелось в то время там, использовать при строительстве отечественного военно-морского флота.
Борьба за выход к морю и создание регулярного военно- морского флота в России в конце XVII — начале XVIII в. являлись тесно взаимосвязанными между собой проблемами. И поэтому решались они как единая задача.
Во второй половине XVII в. крупнейшие морские державы — Голландия и Англия, соперничавшие за господство на море, имели мощные военные флоты и высокоразвитые судостроительные базы. Из 20 тыс. торговых судов всех стран Западной Европы 16 тыс. принадлежало Голландии. В руках ее купечества было сосредоточено 4/5 всего объема морской торговли.
Голландия имела и наиболее мощный военный флот, которому мог противостоять лишь английский, но и он не раз терпел поражения в боях с голландскими эскадрами под командованием одного из наиболее видных западноевропейских флотоводцев XVII в. адмирала де М. А. Рёйтера. Голландские мастера корабельного дела славились на всю Европу. С ними хорошо был знаком Петр I и охотно приглашал их на русскую службу.
В начале марта 1697 г. правительство России направило в Западную Европу Великое Московское посольство. Ему предстояло посетить ряд стран с целью укрепления и расширения связей с ними, создания антитурецкого союза, закупки вооружения и приглашения специалистов на русскую службу.
При выборе маршрута поездки Великого посольства учитывалось и личное пожелание Петра I посетить Голландию и Англию, где он рассчитывал всесторонне изучить опыт кораблестроения и другие виды морского дела. С этой целью в состав посольства включили 35 волонтеров из числа давних соратников царя по «потешному» полку, имевших уже некоторые навыки в корабельном деле.
Среди них находился и сам царь под именем десятника Петра Михайлова. Ранее из Москвы для учебы в Европу отправили 69 стольников — молодых людей из придворной знати.
Согласно инструкции, разработанной при участии Петра I, волонтерам предписывалось не только глубоко изучить опыт кораблестроения и другие виды морского дела в Голландии и Англии, но и приобрести практику в управлении парусными кораблями различных рангов. Тот же, «кто похочет получить себе милость большую по возвращению своем», должен научиться и строить суда, на которых придется плавать». С каждым из стольников посылалось для учения по одному грамотному солдату. Кроме того, стольнику предписывалось завербовать для работы в России двух мастеров морского дела.
Волонтеров разделили на три десятка. Один из них возглавлял сам царь. В его десятке находился Александр Мен- шиков и другие приближенные к Петру молодые люди — в основном бывшие «потешные».
Петр I со своими соратниками, опередив посольство, в начале августа прибыл в небольшой голландский город Саар- дам (Зандам), расположенный на побережье залива Зюдерзее (Зейдер-Зе), к северо-западу от Амстердама. В этом городе имелось до 50 верфей, строивших торговые и китоловные суда, до 200 «мельниц», на которых распиливали лес для постройки судов, и большое количество фабрик, производивших парусину, канаты, якоря, краски и другие материалы, необходимые для их оснащения. Все это привлекло внимание Петра I, и он решил остаться вместе со своими волонтерами в Саарда- ме и заняться здесь изучением кораблестроения. Петр Михайлов нанялся на работу рядовым плотником к владельцу одной из частных верфей Липсту Рогге. От восхода и до захода солнца плотничал Петр на эллингах, а в свободное время осматривал фабрики и заводы, на которых изготовляли судовое снаряжение. Изредка он совершал морские прогулки на купленном небольшом буере.
В Саардаме царь проработал всего неделю, так как его инкогнито случайно раскрылось. Толпы любопытных жителей города мешали работать царю-плотнику. Он оставил верфь Липста Рогге, вместе со своим десятком волонтеров переехал в Амстердам и присоединился к свите Московского посольства, прибывшего для переговоров с голландским правительством.
В Амстердаме Петр I осматривал адмиралтейство, верфи, магазины и присутствовал на показательном морском сражении в заливе Зюдерзее, данном в его честь городскими властями. В нем участвовали большое число военных кораблей и береговая батарея. Корабли, построенные, как обычно, в две линии, вели между собой артиллерийский бой.
Петр I, находившийся вместе с послами и бургомистром Амстердама на разукрашенной яхте, с большим интересом наблюдал за боем. Но потом настолько вошел в азарт баталии, что не выдержал роли пассивного наблюдателя и, перейдя на один из военных кораблей, принял непосредственное участие в маневрах, которые начались ранним утром и закончились далеко за полдень.
В конце XVII в. Амстердам представлял собой крупнейший порт и центр судостроения Западной Европы. Здесь было сосредоточено большое количество верфей, орудийных заводов и фабрик, производивших все необходимое для военных и коммерческих судов.
Петр I и сопровождавшие его волонтеры получили возможность изучить искусство кораблестроения на лучших верфях Голландии, в том числе и Ост-Индской компании. На одной из них Петр вместе со своими соратниками заложил и построил под руководством опытного корабельного мастера Герита Класа Поля 33-метровый фрегат «Апостолы Петр и Павел». Строительство фрегата продолжалось три месяца и стало замечательной школой кораблестроения как для самого Петра I, так и для его спутников.
Работая рядовым плотником, царь освоил все операции по постройке военного корабля — от киля и до верхней палубы. Он в совершенстве овладел всеми приемами судостроения и знал секреты корабельного мастерства не хуже своего учителя. Герит Клас Поль пришел в восторг от успехов талантливого ученика и выдал 15 января 1698 г. ему патент, в котором указывалось, что находившийся в свите русского посольства «Петр Михайлов во время благородного здесь, в Амстердаме на Ост-Индской корабельной верфи, пребывания своего был прилежным и разумным плотником, также в связывании, заколачивании, сплачивании, стругании, буравлении, распиливании, мощении и смолении, поступал как доброму и искусному плотнику надлежит и помогал нам в строении фрегата "Петр и Павел" от первой закладки его почти до окончания, длиною 100 фут, кроме того, под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучил так основательно, что может, сколько мы сами разумеем, в том и другом упражняться».
Флаг московского царя
Американское национальное географическое общество в октябрьском номере своего журнала за 1917 г поместило рисунки и историю флагов всего мира. Там есть и рисунок флага московского царя; это трехцветный флаг из трех разновеликих полос, начиная сверху — синяя, белая, красная; причем посредине белого поля помещен синий Андреевский крест, почти равный по размеру ширине белой полосы. Там же мы находим следующее объяснение, которое приводим дословно:
«Предание гласит, что Россия создала свой сине-бело- красный флаг при следующих обстоятельствах. Петр Великий, изучая судостроение в Голландии, принял голландский флаг и, в отличие, просто перевернул его. Русские, однако, были недовольны таким флагом, так как он представлял собой "голландца в бедствии". (Знаком того, что судно терпит бедствие, был перевернутый флаг; этот знак сохранился и поныне.) В силу этого приказ был отменен и цвета расположены в порядке — белый, синий, красный; но в 1701 г московский царь Петр добавил только синий крест на белую полосу, дабы отличить свой флаг от сигнала "бедствия голландца"».
В этой же таблице есть и другой московский флаг — синий прямой крест, разделяющий полотнище на четыре части — белые и красные.
Согласно гравюре Шхонебека, изображающей взятие Азо- ва, действовавшие там русские суда были под белым флагом с косицами и с синим греческим крестом. Флаг такого рисунка совпадает с флагом московского царя, приводимым в старой голландской таблице, ныне хранящейся в Морском музее Лувра (Париж).
Однако царю, которому предстояло руководить строительством отечественных военно-морского и торгового флотов, полученных в Голландии практических навыков и умения выполнять работу искусного плотника-корабела оказалось все же недостаточно. Он стремился к овладению теорией постройки судов, чтобы стать настоящим инженером, способным проектировать и строить корабли на строго научной основе. Однако голландцы славились больше как мастера- практики, чем теоретики корабельного дела. Петр I со свойственной ему проницательностью вскоре понял несовершенство голландской системы кораблестроения, которая основывалась главным образом на практическом опыте, и ра-очарованный в голландском кораблестроительном искусстве впоследствии писал: «Просил той верфи (имеется в виду Ост-Индская верфь) баса (корабельного мастера) Яна-Поля, дабы учил его пропорции корабельной, который ему (Петр говорит здесь о себе в третьем лице); через четыре дня (в продолжение четырех дней) показал, не понеже в Голландии нет на сие мастерство совершенства геометрическим образом, но точи некоторыя принципии, прочее же долговременной практики, о чем и вышереченный бас сказал, и что всего на чертеже показать не умеет, тогда зело ему (Петру) стало противно, что такой дальний путь для сего восприял, а желаемого конца не достиг».
«Если бы, — говорил впоследствии Петр, — я не поучился у англичан, то навсегда бы остался плотником».
Находясь в Амстердаме, русский государь случайно узнал от одного англичанина, что в Англии искусство кораблестроения стоит выше, чем в Голландии. Важную роль в этом сыграли труды известных английских ученых в области кораблестроения Уолтера Раллея и Энтони Дина.
Уолтер Раллей в 1665 г опубликовал труд по корабельной архитектуре, в котором изложил основные требования, предъявляемые к постройке прочного, поворотливого, быстроходного и устойчивого корабля, обладающего хорошими обводами и мореходными качествами. Несколько
позже главный кораблестроитель инспектор Королевского английского флота сэр Энтони Дин определил зависимость между размерами корабля, водоизмещением, числом пушек, высотой мачт и размерами парусов и разработал методику расчета его водоизмещения. Выход в свет этих работ способствовал упрочению теоретической базы кораблестроения, в результате чего Англия выдвинулась в число ведущих государств Западной Европы в области судостроения.
Петр решил немедленно ехать в Англию. В середине января 1698 г. вместе со своими спутниками он прибыл в Лондон, а через месяц перебрался в Детфорд, расположенный на правом берегу Темзы. Рядом находилась знаменитая Королевская верфь, которая и стала основной школой изучения опыта проектирования и строительства парусных военных кораблей всех классов. Здесь Петр познакомился с лордом адмиралом маркизом Крамартеном, ставшим его учителем и наставником.
Адмирал Крамартен был опытным, образованным моряком, хорошо знавшим теорию кораблестроения, поэтому беседы с ним способствовали расширению кругозора Петра и усвоению им основ кораблестроительной науки, что в свою очередь позволило ему глубоко изучить опыт проектирования и постройки военных судов на Королевской верфи.
Он ежедневно посещал ее, осматривал стапеля, беседовал с мастерами, изучал чертежи строившихся судов и пробовал здесь свои силы в составлении проектов кораблей и перенесении их чертежей на плазы верфи.
За сравнительно короткий срок Петр сумел овладеть технологией постройки судов, глубоко изучил основы теории корабля, овладел методами графического изображения корпуса, отдельных корабельных узлов и деталей. Чертежи судов, разработанные лично Петром, отличались высоким качеством и большим изяществом исполнения, о чем свидетельствуют те из них, что и по сей день хранятся в фондах Государственного Эрмитажа.
Помимо занятий с Крамартеном и изучения опыта постройки судов Петр знакомился с достопримечательностями английской столицы и прежде всего со всем тем, что относилось к военно-морскому флоту. Он неоднократно посещал Вулидж (Вулич), где находился главный артиллерийский арсенал флота. В Портсмуте в течение трех дней осматривал корабли. На 80-пушечном линейном корабле «Гамбург» выходил на Спит- хедский рейд, где наблюдал за примерным сражением эскадр, которое произвело на него сильное впечатление.
Петр I собирался побывать также и в Венеции, чтобы ознакомиться с опытом строительства гребных судов, крайне необходимых для ведения боевых действий в шхерных районах. Однако осуществить эту поездку не удалось. Неожиданная весть о начавшемся бунте стрельцов в Москве заставила царя срочно вернуться в Россию.
Надежды Петра I на получение займов в Голландии и Англии, необходимых для строительства военно-морского флота, не сбылись. Они опасались, что Россия, построив флот, станет мощной морской державой, способной конкурировать с ними на море.
Но несмотря на это, поездка Петра в Западную Европу вполне оправдала себя, так как дала ему возможность глубоко изучить передовой опыт кораблестроения и с большой пользой использовать его при строительстве регулярного отечественного военно-морского флота.
Следует отметить, что Петр I не копировал слепо западноевропейский опыт судостроения, а применял его творчески, с учетом отечественных морских традиций и особенностей прилегающих морских театров.
Не тратили попусту время на Западе и волонтеры. Они также приобрели разносторонние знания в кораблестроении и военно-морском деле. Один из них, Федосей Скляев, выделявшийся своими способностями, стал впоследствии главным кораблестроителем на заложенной в 1703 г. в Санкт-Петербурге Адмиралтейской верфи.
По указанию Петра великие послы наняли на русскую службу 672 специалиста военно-морского дела, в том числе и капитана (будущего русского адмирала) Корнелия Крюйса — опытного моряка и крупного специалиста в области строительства парусных кораблей и портов, среди этих иностранцев находились и матросы (в основном шведы и датчане), хорошо знавшие морское ремесло, и капитаны судов, и ученые, как, например, математик из Абердинского университета англичанин Генрих Фарварсон, много сделавший для обучения русских морских офицеров в Навигацкой школе и Академии морской гвардии.
На основе голландских и английских терминов Петр I создал русскую морскую и кораблестроительную терминологию, что имело большое значение для подготовки отечественных специалистов военно-морского флота. Такие термины, как ахтерштевень, киль, шпангоут, пиллерс, камбуз и многие другие широко используются в нашем флоте до сих пор.
Приобретенные Петром на Западе знания и опыт в кораблестроении во многом пригодились ему при определении направления русского кораблестроения, проектировании и постройке кораблей, строительстве для них баз, организации
корабельных сил парусного флота и подготовке для него личного состава.
Таким образом, поездка Петра I в Западную Европу и его пребывание около полутора лет в Голландии и Англии, где он глубоко изучил опыт проектирования и постройки парусных кораблей и получил необходимую в этом практику, явились третьим, завершающим этапом его личной подготовки как моряка, знатока военно-морского дела и искусства судостроения, без чего невозможно было приступать к созданию своего регулярного военно-морского флота и со знанием дела руководить его строительством.