Построенные наспех и отправленные с необученными командами на театр военных действий, подводные лодки во Владивостоке использовались плохо. Театр военных действий не был изучен. Лодки не были объединены единым руководством, отсутствовали для них и соответствующие базы2.
Кроме слабо оборудованной базы во Владивостоке, в других местах побережья не было никаких пристаней и пунктов, где лодки могли бы пополнять свои запасы.
Подводники были вынуждены сами создавать запасы горючего на разных островах до залива Посьет. Для этого лодки при походах забирали с собой qбидонах бензин и выгружали его в определенном месте; без *гих запасов выход лодок из Владивостока не мог быть обеспечен1.
Большое количество недоделок, дефектов и разного рода технических неполадок мешали командирам лодок обучать команды. Вместо боевой подготовки личный состав тратил много времени на работы производственного характера. Помощь портовых мастерских в этом отношении была недостаточна.
Отсутствие необходимых условий для успешных действий подводных лодок на Дальнем Востоке дополнялось неудовлетворительными условиями жизни подводников. Для подводных лодок в качестве плавучей базы был выделен транспорт «Шилка», не отвечавший своему назначению как с технической стороны, так н с точки зрения бытовых условий. В отчете о плавании лодок, бывших во Владивостоке, жизнь на плавучей базе охарактеризована следующим образом: «Команды лодок были помещены отвратительно, скверно... Люди, уставшие на лодке, не имели угла, где бы отдохнуть, постоянно перемещались с одного корабля на другой, часто не получали горячей пищи2. Организация боевого использования подводных лодок не была разработана. Лишь 1(14) января 1905 г. организовали Отдельный Отряд миноносцев, командование которым возложили на одного из старших командиров лодок Отряда—лейт-енанта Плотто. Новое соединение вошло в состав Владивостокского Отряда крейсеров.
29 апреля (11 февраля) 1905 г. на крейсере «Громовой» состоялось совещание под председательством командира Отряда крейсеров с целью выяснения состояния лодок и степени готовности их к боевым действиям. На этом совещании выяснилось, что к плаванию готова только одна подводная лодка «Сом» (командир лодки лейтенант Трубецкой), но у нее не было торпед, и почти готов «Дельфин». Остальные лодки могли быть подготовлены к плаванию к 1 марта 1905 г., после чего нм требовалось две недели для тренировки команд.
На этом совещании были разработаны планы двух вариантов использования подводных лодок. По первому из них две подводные лодки надлежало перевести на буксире миноносцев в залив Святой Ольги к «Тихой пристани», куда направлялся пароход «Шилка». Пополнив запасы отряд этих кораблей должен был идти к Сангарскому проливу, причем лодки, в целях экономии топлива и электроэнергии, должны следовать на буксире миноносцев. Подойдя ночью к проливу, миноносцы отдают буксиры и идут в порт Отару для уничтожения там судов противника, а лодки для той же цели идут — одна в Хакодате, а вто- I рая — в Аомори. Пароход же должен уйти от неприятельских берегов и ждать своих кораблей в назначенном заранее месте.
По второму варианту все лодки на буксире миноносцев направляются из Владивостока к корейским берегам до . порта Шестакова, пополняя запасы с соответствующего парохода в многочисленных бухтах корейского побережья. Из порта Шестакова лодки должны совершить выходы в Корейский пролив для атак судов противника.
Характерно, что эти планы предусматривали использование лодок для наступательных операций, однако они не были обеспечены ни в техническом отношении, ни в отношении боевой подготовки личного состава, хотя командиры подводных лодок проявили много энергии. В июне—июле 1905 г. 8 подводных лодок закончили практическую подготовку личного состава и начали нести дозорную службу у Русского острова и острова Аскольд, оставаясь там целыми сутками !. По мере накопления опыта и тренировки личного состава лодки выходили и в отдаленные районы.
Состояние материальной части подводных лодок и результаты их плаваний в период русско-японской воины приводятся ниже.
<Форель». Эта лодка (рис. 42) была подарена фирмой Круппа русскому Морскому министерству в связи с заказом фирме трех подводных лодок («Карп», «Карась» к «Камбала»).
«Форель» была построена Круппом в 1902—1903 гг. на свои средства, чтобы привлечь внимание германского правительства к подводным лодкам, строительство которых приняло широкие масштабы в главнейших государствах Европы и США, по сравнению с которыми Германия значительно отставала.
Таким образом, «Форель» явилась зародышем германского подводного флота. Лодка строилась под большим секретом, но она не имела боевого значения. В ее конструкции не содержалось ничего нового; по своим тактикотехническим элементам она не превосходила французскую экспериментальную лодку «Жимнот», построенную еще в 1886 г.
Водоизмещение «Форели» составляло г. Батарея электрических аккумуляторов и электродвигатель обеспечивали лодке скорость хода не более 4,5 узла и дальность плавания около 20 миль при скорости З'/г узла. Вооружение лодки состояло из двух торпедных аппаратов, установленных вне корпуса
Эта лодка по прибытии во Владивосток вызывала недоверие у русских моряков, среди которых не находилось желающих плавать на ней. Только после плавания на «Форели» капитана 2 ранга Беклемишева нашлись матросы, изъявившие желание служить на этой лодке. Однако в море она не выходила, отстаиваясь в гавани «в состоянии готовности» с сентября 1904 г.
<Сом». Подводная лодка «Сом» («Фультон») —одна из первых боевых подводных лодок, построенных фирмой Голланда, 'намеревавшейся продать ее правительству США. В связи с начавшейся войной с Японией Россия приобрела эту лодку у фирмы Голланда. Она была собрана окончательно в Петербурге на Невском заводе и отправлена во Владивосток. 1 февраля 1905 г. лодка была готова к выходам в морс, но на ней отсутствовали торпеды, оставшиеся в Петербурге; они прибыли только в конце марта.
В середине февраля 1905 г. лодка «Сом» совместно с «Дельфином» ходила без торпед на разведку. Неприятеля не встретили. Первую практическую стрельбу на «Соме» произвели 13 апреля; торпеды вышли нормально.
28 апреля «Сом» совместно с подводными лодками «Дельфин» и «Касатка» находились в бухте Преображения, в 70 милях от Владивостока, где предполагалось /встретить японские корабли. Действительно, в районе нахождения «Сома» появились два двухтрубных японских миноносца. Обнаружив их, командир лодки пошел в атаку, но миноносцы, заметив лодку, увеличили скорость и, взяв курс на S,ушли из опасного района [1]. Лодки «Дельфин» и «Касатка» неприятеля не видели.
На лодке «Сом» оказалось много дефектов <и неисправностей. При неоднократных походах по бухтам часто повреждался бензиновый мотор; 19 августа произошла серьезная поломка поршня, но лодка могла ходить под электродвигателем.
Командир лодки докладывал: «В цилиндрах бензиио- мотора, по окончании плавания под водой, всегда оказывается вода, принятые меры не привели к желаемым результатам»2. Кроме того, была ненадежная батарея аккумуляторов.
Мореходные качества этой лодки были невысоки. Командир доносил: «30 апреля... -вернулся в бухту Находка, качка была настолько большая, что я боялся, что кислота в аккумуляторах выльется» 3. Прочность надстройки была недостаточна для плавания в штормовую погоду. 26 июля «...Ставили листы, закрывающие кормовую часть, которую оторвало з море сгг свежей погоды» (рис. 43).
Несмотря на множество дефектов и неисправностей, подводная лодка «Сом» проявила во Владивостоке большую активность. За шесть месяцев кампании 1905 г. (с 1 февраля по 16 августа) она имела 65 съемок с якоря; прошла над водой 1318 миль; удалялась от Владивостока на 120 миль. Продолжительность пребывания в море достигала 8 суток; имела 22 погружения; прошла под водой 93 мили; общее пребывание под водой достигало 16 час. 35 мин., наибольшая продолжительность пребывания под водой — 1 час 30 мин.1
«Щука». Лодка типа «Сом», построена Невским заводом в 1904 г. по проекту Голланда. Отправлена из Петербурга на Дальний Восток летом 1905 г. и собрана окончательно во Владивостоке 4 ноября 1905 г. (рис. 44). Задержка в готовности произошла по причине многих переделок, в частности — воздухопровода.
Из отчетов командира лодки видно, что он до конца 1905 г. не мог произвести всех опытов и начать боевую подготовку команды, а также выяснить достоинства и недостатки лодки. Командир отмечал необходимость установки вентиляционной трубы для подачи в лодку свежего воздуха ■при закрытом рубочном люке. В штормовую погоду люк нельзя было держать открытым — вода поступала через (него в лодку (чего, мео&ду -прочим, -не отмечалось на «Соме»). На «Щуке» были значительно хуже условия обитаемости личного состава из-за более длинных торпед, занимавших в носовом отделении, где помещалась команда, много места. Командир лодки доносил, что жизнь команды в походах становится невыносимой.
Кроме этих недостатков, дальность плавания «Щуки» составляла 270 миль, вместо 320 миль у лодки «Сом»[2] [3].
«Сом». 5 февраля 1905 г. лодка «Дельфин» была готова к выходам в море, и 14 февраля, совместно с «Сомом», выходила на испытания, а 21 февраля— на поиски неприятеля; 13—16 марта выходила к острову Аскольд и с 28 марта по 4 мая ходила по бухтам с целью поиска неприятеля; встречи с противником не было.
5 мая 1905 г. на «Дельфине» произошла авария. Еще во время плавания в море на лодке была обнаружена неисправность действия -вертикального руля. Доступ к его приводу в корме был возможен лишь при вскрытии горловин кормовых бензиновых цистерн. Одна из них была вскрыта сразу же по приходе в>о Владивосток, и бензин из первой цистерны перекачали в главную топливную цистерну.
Из-за густоты паров бензина дальнейшую работу прекратили и людей удалили из лодки. Всю ночь лодку венти*. лирозали переносными вентиляторами. На другой день открыли горловину второй бензиновой цистерны и продолжали вентилировать лодку под наблюдением вахтенных Сюткина и Хамченко. В 10 час. 20 мин. к ним пришел знакомый с миноносца, пожелавший осмотреть лодку. Вахтен-
ные разрешили ему спуститься в лодку; с ним пошел Хамченко. Примерно через 20 секунд в лодке произошел сильный взрыв, после которого Хамченко выскочил из лодки, а его знакомый остался внутри лодки. Минуты через две после первого взрыва последовал второй, лодка начала погружаться и затонула на глубине 7 сажен. Первый взрыв[4] [5], произошел, вероятно, от искры при замыкании рубильника, для освещения лодки или от зажженной спички.
При подъеме лодки, как только рубка вышла из воды,, произошел взрыв гремучих газов. Лодка была притомлена снова под воду. При следующем подъеме произошел новый взрыв-—и так повторялось пять раз.
Взрывы при подъеме лодки произошли, очевидно, вследствие воспламенения смеси аккумуляторных газов и бензиновых пароз от искр на отсыревших контактах.
Посторонний человек, осматривавший лодку, погиб. Сопровождавший его Хамченко получил тяжелые ожоги. В прочном корпусе, в районе кормовых бензиновых цистерн, выбило 29 заклепок, через отверстия от заклепок вода поступила в лодку, что и повело ее к затоплению1. Аварийный ремонт на «Дельфине» закончили 8 октября 1905 г.
В отчете о недостатках лодки командир ее отмечал как особые дефекты — тяжелый привод вертикального руля и недостаточность площади горизонтальных рулей, в результате чего «...для управления лодкой необходима большая опытность как командира, так и команды»2.
<Касатка». Лодки этого типа («Касатка», «Фельдмаршал граф Шереметев», «Налим» и «Скат») прибыли во Владивосток 12—13 декабря 1904 г. Из них лишь одну «Касатку», до отправки на Дальний Восток, испытали в Финском заливе на погружение и подводный ход. -
По окончании монтажа во Владивостоке, в марте 1905 г., «Касатка» хорошо ходила подводой, о чем доносил командир лодки.
9 апреля «Касатка» вышла к корейским берегам и прошла южнее залива Гишкевича. Пробыв в походе 7 дней, лодка вернулась из-за оборжавления торпед. Командир доносил. что стальные торпеды не пригодны для активных действий. На самом деле недостаток заключался только в отсутствии смазки торпед.
28 апреля «Касатка», совместно с лодками «Дельфин» и «Сом», была послана в бухту Преображенья, но встречи zпротивником не имела и через 6 дней вернулась во Владивосток. В это плавание за торпедами был тщательный уход — их ежедневно обтирали и смазывали. В результате, как ДОНОСИЛ командир, торпеды «оказались пригодными для стрельбы ими»
«Скат». Прибыла во Владивосток с большими недоделками. Окончательно собрана 29 марта 1905 г. и с 3 апреля начала выходить в море с целями учебно-боевой подготовки. Стрельба торпедами началась 13 нюня; из 10 выстрелов 6 были удачные, 3 торпеды пошли по кривой, и одна зарылась.
Во время плавания выяснилось много недостатков. В отзывах командира лодки отмечалась медленность погружения: «.. .цистерны удавалось заполнить в течение 5—б минут»2. Кроме того, отмечалась трудность управления вертикальным рулем: «.. .чтобы переложить с борта на борт руль, требуется 140 оборотов штурвала... рулевой сильно утомляется..., отсюда следует запоздание действия рулем и большая циркуляция под водой»3. Наряду с этим командир доносил о вертикальной неустойчивое™ лодки на подводном ходу и предлагал увеличить площадь горизонтальных рулей, сделав их более балансирными.
В отчете особо отмечался недостаток рубки: в штормовую погоду вода попадает в лодку через входной люк. который нельзя закрыть при работе бензиновых моторов.
<Фельдмаршал граф Шереметев». Эта лодка была собрана окончательно во Владивостоке и начала плавать в первых числах мая 1905 г. 9 мая повреждено динамо, исправляли 10 дней. Затем лодка приступила к торпедным стрельбам: первые три выстрела были хорошие, остальные неудачные, вследствие задержки хвостовой части торпеды «щипцами» решетчатого аппарата. При обследовании обнаружилось оборжавленне пружин, раскрывающих щипцы при выходе торпеды из аппарата. Во время ремонта командир лодки лейтенант Заботкнн внес ряд полезных предложений. В частности, он предложил присоединить трубу внутренней вентиляции концевых цистерн к трубе судового вентилятора, которым можно было отсасывать воздух из концевых цистерн во время их заполнения при погружении 'лодки. Это предложение оправдало себя на практике: время заполнения цистерн сократилось, соответ- ствеюно уменьшилось и время погружения лодки.
В заключение своего отчета о плавании лодки з 1905 г. Заботкин писал: «...из окончательных опытов видно, что лодки типа «Касатка» не только по свойМ качествам iieуступают другим подводным лодкам (имеются в виду лодки Голланда и .Пэка — /[6]. Г.), но но многим частям имеют перед ними превосходство»1.
«Налим». Подводная лодка «Палим» окончательно собрана во Владивостоке 7 мая. 9 мая взорвался одни из аккумуляторов (от искры, возникшей при смене 'предохранителя).
Плавание лодки вначале проходило очень неудачно вследствие неосвоення техники личным составом. В течение лета 1905 г. лодка несколько раз внезапно и с большим дифферентом уходила на глубину до 55 м. Только -в начале августа удалось установить причину этих ненормальных погружений. Оказалось, что гори заполнении концевых цистерн главного балласта в них оставался воздух и при открытых кингстонах вода поступала в цистерны и сжимала воздух — тем больше, чем глубже 'погружалась лодка. Все кончалось благополучно благодаря достаточному запасу прочности корпусов подводных лодок типа «Касатка».
Опыт погружений других лодок этого типа помог экипажу подводной лодки «Налим» овладеть ее техникой, что видно из донесения лейтенанта .Белкина: «ААмиопосец «Налим» и «Фельдмаршал граф Шереметев» в конце августа не имели уже соперников во всем отряде. ..»2.
Из числа недостатков подводных лодок типа «Касатка», отмеченных ранее, наибольшими являлись -неудовлетворительные мореходные качества. Еще в октябре 1904 г. при выходе подводной лодки «Касатка» в Финский залив обнаружилось, что при состоянии моря в 3—4 балла полна заливает верхнюю палубу и вода попадает в лодку через входной люк. Этот недостаток сразу же был признан как весьма серьезный. Необходимость срочной отправки подводных лодок па театр военных действий нс позволяла заниматься устранением такого серьезного дефекта, который мог быть ликвидирован только установкой средних рубок с возвышающимся мостиком для управления лодкой в надводном положении. Четыре лодки типа «Касатка» отправили во Владивосток без средних рубок, а две подводные лодки этого типа—«Окунь» и «Макрель» — оставили на Балтийском заводе для установки на них новых рубок и п;к>изводства других переделок.
13 декабря 1904 г. балтийский завод получил наряд ridизготовление новых рубок и ликвидацию носовой рубки и поплавка в корме -на всех подводных лодках типа «Касатка». Плавание лодок этого типа в Тихом океане подтвердило необходимость установки средних рубок с командным мостиком, возвышающимся над палубой. И. Г. Бубнов возражал против установки таких рубок во время войны. Он считал, что для этих работ потребуется около трех месяцев— срок для военного времени недопустимый '. В результате, новые рубки на «подводных лодках типа «Касатка» (рис. 46) были установлены после войны с Японией.
Несмотря на многие недостатки подводных лодок типа «Касатка», все же следует признать их более совершенными и падежными по сравнению с лодками Голланда и Лэка. Подводные лодки типа «Касатка» имели значительную дальность плавания: 700 миль над водой при скорости 8,5 узла и 30 миль под водой при скорости 5,5 узла. Лодка имела четыре поворотных торпедных аппарата, два перископа. Прочность корпуса позволяла погружаться на большие глубины.
«Осетр». Эту подводную лодку (Лэка), вследствие переделки транспортера, удалось отравить из Петербурга только в марте 1905 г., а батарею аккумуляторов для нее — в эшелоне с лодкой «Дельфин» — в ноябре 1904 г.
12 мая лодка «Осетр» была спущена на воду и приступила к погружениям и подводным ходам в гавани. 11 нюня при первой зарядке аккумуляторов обнаружилось, что все они испорчены2. Их пластины пролежали на складе в недопустимых условиях хранения, вследствие чего, как только в баки налили кислоту, пластины испортились. Эта лодка только 2 августа начала тренироваться в плавании под водой и 21 сентября произвела стрельбу торпедами, которые «при выходе из аппарата шли хорошо по -направлению цели.
«Кефаль». Эта лодка (Лэка) спущена на воду 5 августа. Первое погружение состоялось 12 октября. С 14 октября выходила в море для разведки по бухтам; 15 ноября сломался зубец шестерни помпы вследствие попадания по- сторЪинего предмета; 21 -ноября повреждение исправлено: 25 и 26 ноября — практические погружения; под водой ходила четыре часа. Торпедных стрельб не производила[7] [8].
Другие лодки Лэка — «Бычок», «Плотва» и «Палтус» не были закончены до конца 1905 г.1
Деятельность подводных лодок во время войны с Японией вызывала много нареканий и разочарований. От подводников ожидали большей активности. Вопрос об исполь- зовании подводных лодок во Владивостоке обсуждался несколько лет и после войны, особенно при рассмотрении программы дальнейшего строительства боевого флота в России.
Офицерьмюдводники, участвуя в дискуссиях о строительстве нового флота, горячо ратовали за дальнейшее развитие подводного кораблестроения. Малые успехи русских подводных лодок во Владивостоке объяснялись неблагоприятными условиями, созданными для лодок на театре военных действий. Так, например, командир подводной лодки «Кефаль», поручик Подгорный, участник войны с Японией, выступая на собрании в Обществе офицеров флота в Кронштадте, говорил: «.. .постройка лодок производилась спешно, лодки собирались во Владивостоке на театре военных действий, где не было ни знающих людей, ни хорошо оборудованных заводов; некоторые детали сборки приходилось заканчивать, ведя параллельно погружение. Если вспомнить, что подводное дело было совершенно незнакомо, то все вместе взятое лучше всего объясняет, почему даже у многих бывших во Владивостоке на подводных лодках во время войны явилось разочарование в лодках. Все неуспехи, происходившие, главным образом, от новизны деда, были объяснены негодностью лодок»[9] [10].
В отчете о деятельности подводных лодок во Владивостоке капитан 2 ранга Плолю писал: «... в противоположность акту комиссии, составленному в Петербурге, утверждаю, что лодки этого типа («Касатка» — Г. Г.), если и были испытаны всесторонне, то результаты этих испытаний были отрицательны... лодки типа «Касатка» в таком виде, как они отправляются, не представляют никакого боевого оружия... На лодках типа «Касатка» пришлось переделывать почти все, кроме корпуса, все добавочные приспособления, как то — румпель, шгуртросы, горизонтальные рули, удиффероптовка, подводный якорь, установка 2-го перископа, электропроводка; помещения для воды и провизии сделаны вновь; нее эти работы заняли много времени, и 1[11]и проба лодки «Касатка» была производств только в половине марта».
О деятельности русских подводных лодок и но Пне с Я*по- пней высказывал мнение и Главный Морской Штаб, п докладе о состоянии подводных лодок на Дальнем Востоке, от 2 октября 1906 г., в котором говорилось: «Останавливаясь на причинах, почему суда, находящиеся на Дальнем Востоке, и особенно боевые, находятся н столь неудовлетворительном состоянии..., следует признать, что главная причина этого заключается в отсутствии организации судов и тактические единицы, и как следствие сего — отсутствие необходимых начальников... общее начальствование над всеми боевыми судами не было сосредоточено в руках одного начальника, плавающего вместе со своими судами и ответственного за их готовность»2.
Мнение Глазного Морского Штаба основывалось на отчетах командиров подводных лодок. Так, командир «Сома» писал: «Главной причиной бездействия лодок было то, чю лодками по существу никто .не руководил, а тем командирам, которые хотели что-либо сделать, инициативы не давали» 3.
[1] ЦГА ВМФ, ф ГМШ. 1906, д. 28006, л. 177. »Таи же.
•Тамже, лл. 177—170-
[2] «Морской сборник». 1934, X? 12, стр. 97.
[3]ЦГА ВМФ. ф. ГМШ. 1906, д. 28006, л. 178.
»
1 ЦГА ВМФ. ф. ГМШ, 1906. д. 26006, л. 145.
[5] Т* и же, лл 178-179.
» ЦГА ВМФ, ф. ГМШ. 1906. д. 28006, лл 179—180.
«Там же. лл. 180-181.- . «Там же.
* игл ВМФ. ф ГМШ 190G, Я. 28000. лл. 181 — 182.
[6]7 л м ж е. л. 182.
1 ГИЛЛ О, ф. 130-1. 1005. on. I. д. 812. дл. 307—309 а ИГА ВМФ. ф. ГМ111, 1906, д. 28006. дл. 182—183. * Там же. лд. 183—184.
[8] 13
[9] ЦГД ВМФ, ф. ГД1Ш. 19(H). д. 28006, лл. 183-184.
[10] Известия Общества офицеров флота, второе приложение к Л> 2 за 1908 г., стр. 38.
[11] ИГЛ ВМФ. ф ГМШ. 1906. л. 1321. ЛЛ. 23-63. у Там зм\ л 383, л 32 » Там же. Л 27995. л. 330.