Миннозаградительные действия русского флота у Босфора во второй половине 1916 г. безусловно сыграли важную роль в борьбе с германскими крейсерами, в борьбе за господство на Черном море. Однако заграждение входа в пролив полностью не исключало возможности выхода германских кораблей в море. Поэтому командование русского флота хотя и в меньшей степени, но все же стремилось прикрыть наиболее важные действия своих сил. В некоторых случаях такое прикрытие носило номинальный характер. Так, с 21 по 24 октября в море находились линейный корабль «Императрица Екатерина II» и 2 эскадренных миноносца для одновременного прикрытия перевозки из Керчи в Николаев турбин линейного корабля «Император Александр III», постановки тральщиком № 234 минного заграждения у Босфора, перехода 5 румынских пароходов из Сулины в Севастополь и перевозки войск из Одессы в Констанцу. Всего во второй половине 1916 г. для прикрытия различных действий специальные отряды кораблей выделялись 13 раз. Общее количество выходов линейных кораблей до- стигло 24.
Таким образом, в первом полугодии 191G г. командование Черноморского флота, располагавшее известными преимуществами в силах, не смогло полностью решить задачу борьбы с германскими крейсерами, периодически выходившими из Босфора. Выделение отрядов прикрытия и нахождение в готовности в базе одной из маневренных групп позволяли в ряде случаев лишь стеснить действия «Гебена» и «Бреслау». Успешное решение этой задачи во второй половине кампании 1916 г. было достигнуто посредством заграждения входа в Босфор.
Начиная с марта на Черноморском театре возросла подводная опасность и на русском флоте начали разрабатывать дополнительные меры противолодочной обороны. Ряд руководящих лиц флота, в том числе начальник высадки контр-адмирал Каськов *, предлагали развернуть активную борьбу с неприятельскими подводными лодками не только в море, но и у их баз, развивая одновременно систему противолодочной обороны на театре. Хотя эти предложения не могли быть реализованы полностью из-за недостатка сил и средств, они в некоторой степени были воплощены в боевой практике во второй половике года.
Заграждение выхода из Босфора минами не сразу пресекло действия подводных лодок противника в Черном море, так как германотурецким силам периодически удавалось протраливать фарватеры н выводить свои лодки в море; кроме того, они использовали для базирования подводных лодок Варну. Поэтому во второй половине августа командование флота решило «заблокировать подводные лодки в Варне и уничтожить или, во всяком случае, сколько возможно затруднить их базирование на Варну»179 180.
После разведки, которую осуществила подводная лодка «Тюлень», эскадренные миноносцы «Беспокойный», «Гневный» и «Пронзительный» в ночь на 9 сентября скрытно поставили у м. Экрене 240 мин, заградив тем самым северный фарватер Варны. Для заграждения близкого к берегу южного фарватера, ведущего в порт Варна, пришлось назначить «Краб»181, у которого ремонтировались моторы. В 5 час. 30 мин. 15 сентября «Краб» на буксире у «Гневного» прибыл к Варне, затем погрузился и вечером в 16 каб. по пеленгу 161° от маяка Галата, имея под
килем несколько футов глубины, поставил две линии мин (одну — на курсе 145е, другую —на курсе 225°). Из-за повреждения в начале постановки правого элеватора вместо намечавшихся 60 мин были выставлены 30. Интервал между минами составлял 66 м.
Заграждение северного входа в Варну было обнаружено противником в середине сентября, когда на минах подорвались и затонули миноносец и спасательный пароход и получил повреждение другой миноносец. Но выход подводных лодок из Варны не прекратился.
В конце октября командование флота решило усилить минное заграждение южного и северного выходов из Варны. План действий был составлен на основе сопоставления данных агентурной разведки и выполненных в середине октября двух разведывательных тралений. Ночами 6 и 7 ноября эту задачу выполнил тральщик N° 234, поставивший вплотную к береговым отмелям (в 2—5 каб. от берега) две банки из 220 мин. Утром 6 ноября при выходе в море на этом заграждении подорвалась и затонула подводная лодка «UB-45», что заставило противника запретить вход и выход из Варны всем судам. В Босфор были возвращены подводный заградитель «UC-15» и подводная лодка «11В-46». На Варну в 1916 г. больше не базировались германские лодки1, деятельность которых на театре заметно ослабла2. В ноябре — декабре тральщик N° 234 выставил на северном и южном входах в Варну еще два заграждения для усиления поставленных ранее. Первый раз (27 ноября) тральщик сопровождался минным заградителем «Ксения», имевшим на борту второй комплект мин. Вторую постановку (25 декабря) обеспечивали тот же минный заградитель «Ксения» и эскадренный миноносец «Пронзительный»3. Всего в районе Варны было поставлено 1150 мин. При недостатке у противника тральных средств и необходимости одновременной борьбы с минами у Босфора этого количества мин оказалось вполне достаточно для заблокирования Варны.
Так как противник иногда использовал для базирования подводных лодок Констанцу, на ее рейде в ночь на 17 декабря тральщик X? 234 выставил минное заграждение, закрывшее выход и вход в гавань4.
Активные минные постановки у выгодных по своему географическому положению баз Болгарии и Румынии затрудняли базирование германских подводных лодок в Черное море, минные заграждения преградили им также выход из Босфора. Гибель на русских минах двух немецких подводных лодок у Босфора и Варны и двух других у Севастополя и Сулипы заставили германское командование на длительный период (до конца мая 1917 г.) прекратить посылку своих подводных лодок в Черное море. Это был крупный успех русского флота в борьбе с подводными лодками противника.
Кроме минных постановок у Босфора, Варны и Констанцы русский флот предпринял и другие действия против баз немецких подводных лодок. 10 марта 1916 г. для нанесения воздушного удара по Варне к ней подошла 2-я маневренная группа, однако гибель на мине посланного в разведку эскадренного миноносца «Лейтенант Пущин» стала причиной отмены удара. 25 августа с авиатранспортов и 11 сентября с берегового авиационного отряда с аэродрома Констанца удар по подводным лодкам и портовым сооружениям в Варне нанесли гидросамолеты.
В период Трапезундской операции миноносцы провели несколько походов (специально и попутно с выполнением других задач) с целью выявления базы германских подводных лодок в Восточной Анатолии1.
Таким образом, в борьбе с крейсерами и подводными лодками широкое развитие получили минные постановки у баз (Босфор, Варна, Констанца), которые позволили русскому флоту добиться господства на море. Действия неприятельских крейсеров прекратились с началом минных постановок, подводных лодок — с декабря 1916 г. Всего было осуществлено 12 активных минных постановок у Босфора, 5 —у Варны и 1— у Констанцы. Из общего количества 3557 мин эскадренные миноносцы поставили 2147, тральщик 234— 1320, подводный заградитель «Краб» —90.
Большинство минных постановок было проведено скрытно, что обеспечило их оперативную внезапность (минные заграждения у Босфора и Варны были обнаружены противником только после подрыва кораблей). Успешно была решена проблема подновления минных заграждений путем использования мелкосидящих кораблей— тральщиков типа «Эльпнднфор».
Для активной борьбы с германскими подводными лодками намечалось использование самолетов для бомбардировки баз, но несовершенство морской авиации не позволило провести ряд подготовленных операций.