Действия подводных лодок. Основной задзчей подводных лодок в этот период являлось несение блокадного дозора в районе Босфора. С этой целью было совершено 19 походов, продолжительность каждого из них составляла от 5 до 12 суток. Управлял действиями лодок штаб флота. Если "лодка выходила к проливу одна, она могла действовать по обе стороны от него; если направлялись две лодки, сохранялась старая разграничительная линия.
Как и в первой половине года, непрерывность в действиях подводных лодок не достигалась. Смена их происходила не на позиция, а в Севастополе. В лучшем случае выход очередной лодки производился в день прихода предыдущей, а иногда и на следующий день. В двух случаях перерывы были продолжительнее: с 15 по 19 августа, с 1 по 8 сентября. По-прежнему оставалась незначительной дальность радиосвязи лодок (80—120 миль)163. Новая радиотехническая аппаратура, установленная на «Ките», в октябре позволила достигнуть дальности радиосвязи 200 миль, а затем 235 миль. При устранении некоторых конструктивных недостатков этой радиотехнической аппаратуры считалось возможным добиться дальности связи в 300 миль164.
Подводная лодка «Нерпа» 18—28 августа действовала в восточной части Босфорского района на границе минного заграждения. 21 августа она была атакована двумя торпедами германской лодки «UB-7». Одна из торпед ударила в борт между кормой и рубкой под таким острым углом, что не взорвалась. 23 и 25 августа лодка сожгла и расстреляла 2 шхуны *.
23 августа из Севастополя вышла подводная лодка «Морж», которая на переходе в район Босфора пыталась установить радиосвязь с «Нерпой», но из-за грозы сделать этого не смогла. Не удалось установить с ней связь и в последующие дни. 25 августа «Морж» дважды обнаруживал «Нерпу», принимая ее за лодку противника. На следующий день «Морж» была безрезультатно атакована гидросамолетом, сбросившим на него четыре бомбы. 27 августа, полагая, что «Нерпа» ушла в базу, «Морж» направился в восточную часть района, где крейсировал в районе Кефкен — Босфор, подходил к Килиосу, держался на позиции у границы минного заграждения. 1 сентября эта лодка вернулась в Севастополь2. •
Во втором полугодии подводная лодка «Тюлень» произвела 6 боевых походов, из них 4 в район Босфора. Она потопила здесь 3 парусника и 1 пароход, захватила и привела в Севастополь большой пароход и парусник. Во время второго похода (14—20 сентября) подводная лодка захватила с остановленных ею парусников (один из них она уничтожила) 3 пленных, выполнила зарисовку берега у устья р. Агви. Наиболее интересным эпизодом третьего похода явился бой «Тюленя» 11 октября в районе о. Кефкен с транспортом «Родосто» (6000 per. т), вооруженным 88-мм полуавтоматическим и 57-мм орудиями, которые обслуживали немецкие офицеры и матросы с крейсера «Бреслау». Лодка имела 76-мм и 57-мм орудия.
В условиях ясной, безоблачной, при полной луне штилевой погоды лодка заняла позицию ближе к берегу, который был окутан мглой, вследствие чего силуэт «Тюленя» проектировался на темном фоне и был почти незаметен. Занятая лодкой позиция отрезала противнику путь к берегу, к чему обычно прибегали турецкие суда при обнаружении опасности. В 22 час. 40 мин., когда расстояние между «Тюленем» и «Родосто» составляло 8 каб., командир лодки старшин лейтенант Ки- тицын приказал открыть огонь из носового 76-мм орудия. С транспорта начали отвечать из двух орудий. Артиллерийский бой продолжался около часа. На транспорте из-за плохой видимости принимали лодку за миноносец и вели огонь по орудийным вспышкам. В результате нескольких попаданий на «Родосто» возник пожар. Часть турецкой 165 команды с офицерами спустила шлюпку и покинула судно. Когда на лодке осталось всего 7 снарядов для 76-мм орудия, командир «Тюленя» сблизился с транспортом на дистанцию 3—4 каб. и сделал еще 6 выстрелов огнем прямой наводки. На «Родосто» усилился пожар, был перебит паропровод и штуртрос. Транспорт запарил, уменьшил ход и прекратил огонь. Высаженная на борт судна призовая команда энергичными действиями локализовала пожар, исправила повреждения, подняла пары в котлах, и пароход дал ход (тушение пожара продолжалось еще несколько часов). Лодка с призом направилась в Севастополь. куда н прибыла в 21 час 13 октября.
В бою лодка выпустила 37 76-мм и 42 57-мм снарядов, добилась 11 — 13 попаданий в судно. За это же время орудия транспорта произвели около 65 выстрелов, не достигнув попаданий в лодку
Во время своего четвертого похода (3—12 ноября) подводная лодка «Тюлень» заставила выброситься на берег у о. Кефкен турецкий пароход «Турсен» и взяла в плен его капитана, который показал, что, напуганные захватом «Родосто», турки при каждом обнаружении русских лодок прекращали плавание паровых судов минимум на неделю. У Керемпе лодка уничтожила один парусник с грузом угля, а второй привела на буксире в Севастополь166 167.
Вступившая в конце сентября в строй после длительного ремонта подводная лодка «Нарвал» совершила 1—4 октября поход в район. Синопа с разведывательной целью, а также для проверки личного состава и механизмов в простейших боевых условиях. 15 октября, уже находясь во втором походе, лодка атаковала у м. Шили шедший вблизи берега транспорт, но была обстреляна им и береговой батареей. Только при третьем выходе” в атаку «Нарвалу» удалось поразить транспорт торпедой. Утром 17 октября лодка добила торпедой подорвавшийся на русских минах транспорт «Ирмингард»168.
С 11 по 19 декабря в дозоре у Босфора находилась подводная лодка «Кит». 13 декабря у р. Агвех в 1,5 каб. от берега она потопила тараном колесный пароход с двумя фелюгами на буксире. Ружейным огнем с берега был ранен старший офицер. В последующие два дня в районе Босфора лодка дважды была безрезультатно атакована одиночными гидросамолетами. 16 декабря в районе м. Баба — Кефкен «Кит» уничтожил артиллерийским огнем большой парусник (680 т) и 9 фелюг, груженных углем169.
Кроме несения блокадного дозора подводные лодки широко использовались для навигационного обеспечения активных минных по- становой у Босфора и тральных работ у Варны. Попутно с этим, а также и специально они осуществляли разведку на театре. С этой целью подводные лодки сделали 5 походов.
Всего за вторую половину 1916‘ г. подводные лодки совершили 33 похода, в том числе «Морж» и «Нерпа» —по 7, «Тюлень» и «Кит» — по 6, «Нарвал» и «Краб» — по 3, «Кашалот»—1.
Переходы лодок морем проходили без противодействия противника. Безопасность выхода и входа подводных лодок достигалась общими мероприятиями охраны рейдов главной базы по поддержанию благоприятного оперативного режима. В основном лодки выходили из Севастополя южным фарватером и только в случае его закрытия — северным. Иногда лодки выходили из базы в темное время суток, чем устранялась опасность атаки их неприятельскими лодками.
В организации противолодочной обороны противника не произошло существенных изменений. Из-за большой минной опасности и ограниченного числа надводных кораблей последние не использовались для защиты морских сообщений. Специальных дозоров у побережья противник не выставлял, не наблюдалось в этот период к конвоирование транспортов боевыми кораблями. Отмечались только выходы малых миноносцев, канонерских лодок и катеров для встречи и проводки своих транспортов при входе в Босфор. Для борьбы с лодками противник вооружил свои транспорты артиллерией.
• Наблюдение за всем районом противник по-прежнему осуществлял преимущественно береговыми постами, а основным средством борьбы с подводными лодками у него были береговые батареи, что вынуждало лодки днем у берега держаться в подводном положении. Гидросамолеты, как правило, вылетали для поиска и атаки подводных лодок, обнаруженных береговыми постами и кораблями. За весь период о раз подводные лодки обнаруживали самолеты и.З раза последние атаковали их. Применение противником подводных лодок для противолодочной обороны носило случайный характер.
В результате действий подводных лодок во второй половине 1916 г. были потоплены и сожжены 2 транспорта, 2 небольших парохода, 20 парусников, захвачены транспорт и парусник. Однако этим не исчерпывается значение действий подводных лодок. Противник был .в значительной степени скован их действиями, особенно после захвата транспорта «Родосто» и потопления пароходов «Ирмингард» и «Кешан».
Существенных изменений в способах действий подводных лодок в этот период не произошло. Несение блокадного дозора, то есть непосредственное наблюдение за минным заграждением и проливом с определенно выбранной позиции, лодки сочетали с крейсерством в районе Зунгулдак—Кефкен — Шили, реже у Румелнйского побережья. Следует отметить попытку совместного использования двух подводных лодок в одном районе. Слабая противолодочная оборона противника позволяла подводным лодкам использовать наряду с торпедным оружием н артиллерию.