Действия Черноморского флота в кампании 1916 г. отличались наибольшим за всю войну напряжением сил и по своему характеру были разносторонними. Флоту приходилось действовать на нескольких операционных направлениях: на правом фланге Кавказской армии и левом фланге Румынского фронта, в Угольном районе и у Босфора, на своих морских сообщениях и у побережья.
В 1916 г. маневренные тактические группы произвели 50 боевых выходов. Кроме того, эскадренные миноносцы совершили много самостоятельных выходов для решения других задач. 54 боевых похода к неприятельским берегам, не считая выходов для защиты своего побережья, сделали 7 подводных лодок флота. За это же время 10 действовавших в разное время германских подводных лодок произвели 42 боевых похода, в том числе и для защиты своих морских коммуникаций. Русские подводные лодки «Тюлень», «Морж» и «Нерпа» совершили по 12— 13 боевых походов в год, а некоторые германские лодки — по 8.
В результате действий Черноморского флота противник потерял 4 подводные лодки («UB-7», «UB-45», «UC-15» и «UB-46»), 3 миноносца (турецкие «Гайрет» и «Кутахья» и один болгарский), 3 канонерские лодки, 6 транспортов, 16 пароходов и буксиров, 4 моторных и 865 парусных судов. Несколько судов и кораблей получили повреждения.
Потерн русского флота за кампанию составили 2 эскадренных миноносца («Лейтенант Пущин» и «Живучий»), тральщик, 2 госпитальных судна, 9 транспортов, 3 парохода, 22 парусных судна н баржа. Получили повреждения 2 эскадренных миноносца («Беспокойный» и «Зоркий») и 4 транспорта. Тяжелым событием для флота была катастрофа, повлекшая гибель линейного корабля «Императрица Мария».
Боевая деятельность флота явилась важным условием, обеспечнв- шим развитие успешного наступления приморского фланга Кавказской армии в Эрзерумской и Трапезундской операциях. Серьезно были нарушены морские сообщения турок, особенно перевозки угля в Константинополь п воинские перевозки для Анатолийской армии. Борьба с германскими крейсерами и подводными лодками закончилась победой русского флота. Активными минными постановками у Босфора и Варны противник был заблокирован, отказался от посылки крейсеров в Черное море, а после гибели 4 подводных лодок прекратил и их выходы. Практически русский флот на определенный период добился господства на море.
Неудачными по своим результатам были действия флота на левом фланге Румынского фронта. В первой половине года, до развертывания противолодочной обороны на театре и активных минных постановок, русский флот понес значительные потери в транспортных судах.
Немецкий историк вынужден признать тяжелое положение, в котором оказался германо-туренкий флот в конце 1916 г.: «К концу 1916 г. турецкий флот находился в неблагоприятном положении. Вследствие неприятельской заградительной деятельности большие корабли были вынуждены к бездействию... Недостаток угля обусловил крайнее сокращение движения остальных соединений флота; улучшения такого положения нечего было ожидать, так как за 1916 г. тоннаж заметно сократился. Гибель нескольких подводных лодок в течение последних месяцев имела большое значение для общей обстановки на Черном море: она помешала проведению в жизнь идеи постоянного нахождения подводной лодки у неприятельского побережья и совершенно устранила возможность отправки лодок для противодействия длительным операциям русских подводных лодок и эскадренных миноносцев у северного Анатолийского побережья» 188.
В 1916 г. четко обозначились операционные направления на театре: совместные действия с армией у Анатолийского побережья и на левом фланге Румынского фронта, блокада Угольного района и Босфора. Важность задач и напряженность действии на всех трех операционных направлениях потребовали переразвертывания сил, выделения на эти направления специальных соединений для содействия войскам и ответственных начальников. А это в свою очередь вызывало необходимость создания новых баз, дополнительного оборудования театра. В развертывании сил на трех операционных направлениях и организации их постоянного базирования вблизи района действий в наибольшей степени заметно влияние новых условий ведения войны.
В действиях Черноморского флота в кампанию 1916 г. можно различить формирование новых методов — ведения операций по содействию приморскому флангу сухопутного фронта, по перевозке крупных контингентов войск, по блокаде пролива, по уничтожению сил против- . ника в море. Остальные задачи (защита морских коммуникаций, борьба с подводными лодками, нарушение морских сообщений противника, защита побережья) решались в порядке повседневной боевой деятель- кости, хотя и в этих действиях определялись новые способы их ведения: походы маневренных групп в январе, заграждение Варны — базы . подводных лодок и др. В штабе флота теоретически были разработаны основы планирования и проведения десантной операции.
Сложившаяся на театре обстановка привлекла особое внимание к организации взаимодействия с сухопутными войсками при совместных действиях на приморских направлениях. В этом отношении представляют определенный интерес: сформирование в составе штаба флота военного отдела, выделение офицеров связи в штаб армии (фронта) и в штаб соединения, действующего на приморском направлении (корпус, дивизия), организация совещаний командующих армией (фронтом) и флотом или представителей их штабов, оперативное подчинение отряда содействующих кораблей сухопутному начальнику, выделение наблюдательно-корректировочных постов, разработка специальных карт совместных действий.
Важным фактором в борьбе с боевыми кораблями, подводными лодками и на морских сообщениях противника явились активные минные постановки. Благодаря организованному наблюдению за минными заграждениями и периодическому подновлению и усилению их они дали большие результаты и их влияние сказывалось в течение длительного времени.
В действиях Черноморского флота в 1916 г. более широкое применение получила морская авиация — береговая и корабельная (на авиатранспортах), особенно в целях противолодочной обороны. Морская авиация использовалась также для содействия войскам, нанесения ударов по базам и портам, для борьбы с авиацией противника. Однако масштабы действий морской авиации были еще малы, главным образом из-за ограниченного количества самолетов.
Активизация действий германских подводных лодок потребовала проведения ряда широких мероприятий по развертыванию противолодочной обороны на театре, обеспечению боевых кораблей, особенно линейных, от атак подводных лодок, организации конвойной службы. На театре была создана специальная организация сил и средств противолодочной обороны.
Русские моряки в соответствии с имевшимися возможностями удачно решили проблему защиты своих морских сообщений от действий германских подводных лодок и добились высоких результатов в противолодочной обороне надводных кораблей н подводных лодок.
Заслугой русского флота являлись успешные работы по созданию новых образцов противолодочного оружия (ныряющие снаряды, глубинные бомбы, противолодочные мины и сети) и разработка новых способов их использования, широкое применение в системе противолодочной обороны гидроавиации. Особенно следует отметить передовой для своего времени взгляд русских моряков на необходимость сочетания активных способов борьбы с подводными лодками и противолодочной обороны.