Боевые действия Черноморского флота в кампании 1917 г. свелись к решению двух основных задач — блокаде Босфора и Анатолийского побережья Турции и содействию сухопутным войскам в районе гирл Дуная и в Восточной Анатолии. Кроме того, на протяжении всей кампании значительные силы и средства флота были отвлечены на подготовку десантной операции и для обеспечения войсковых и грузовых перевозок на Черном и Азовском морях.
В боевых действиях по блокаде Босфора и Угольного района Турции принимали участие подводные лодки и надводные корабли. Блокадные действия у Анатолийского побережья, осуществлявшиеся эпизодическими выходами надводных кораблей, носили ограниченный характер и в силу этого были недостаточно эффективными. Новым в действиях сил при осуществлении блокады являлось использование для борьбы с морскими перевозками противника вспомогательных крейсеров и отчасти минных заградителей, стремление к захвату ценных судов противника в качестве призов и высадка диверсионных групп для уничтожения судоверфей, судостроительных материалов, а также судов, вытащенных противником на берег.
Основным средством блокады Босфора были минные заграждения. Методы использования сил при решении этой задачи получили дальнейшее развитие. Для минных постановок на подходах к Босфору в 1917 г. использовались специально оборудованные тральщики типа «Эльпиднфор», что позволило довести число выставляемых за одни поход мин до 880. одновременно мины ставились у пролива с разных направлений. Минные постановки в самом проливе, осуществляемые с моторных корабельных барказов и быстроходных катеров, затруднили противнику траление их и привели к резкому сокращению судоходства. Постановки мин у Зунгулдака, где отсутствовали тральные силы и средства, затруднили использование этого порта.
Всего в 1917 г. было поставлено 2200 мин в районе Босфора и 40 мин у Зунгулдака. Успешные минные постановки до конца нюня пресекли выходы боевых кораблей противника в Черное море. Периодически прерываемая перевозка на мелких судах не могла обеспечить германо-турецкому командованию доставку крайне необходимых грузов. Таким образом, цель блокады Босфора в основном была достигнута. Вместе с тем опыт блокады пролива показал, что полное пресе-
I ченне выхода из Босфора на длительное время, даже при слабом прр- тиводействни противника, может быть достигнуто только систематическими непрерывными действиями разнородных сил флота.
В связи со стабилизацией линии фронта на приморских участках и слабой активностью германо-турецкого флота содействие Черноморского флота сухопутным войскам в низовьях Дуная и в районе Восточной Анатолии в кампании 1917 г. носило ограниченный характер и выразилось: в эпизодических артиллерийских обстрелах вражеских позиций и укреплений, недосягаемых для огня полевой артиллерии; в I ведении разведки в интересах сухопутного командования средствами морской авиации и высадкой в тыл противника разведывательно-диверсионных групп; в обеспечении подвоза морем всех видов снабжения армиям Кавказского, Румынского и Юго-Западного фронтов.
В течение всей кампании 1917 г. Черноморский флот вел усиленную подготовку к проведению крупней десантной операции. Командование флота организовало силами корабельной авиации разведку побережья противника в районах, наиболее пригодных для высадки десанта. Для прикрытия самолетов-разведчиков, а также для противовоздушной и противолодочной обороны авиатранспортов практиковалось выделение специальных самолетов. Такой метод использования корабельной авиации при действиях- у берегов противника был новым. Приоритет в организации и применении его принадлежит Черноморскому флоту.
В связи с усилившейся разрухой на железнодорожном транспорте значение перевозок но Черному и Азовскому морям в 1917 г. возросло еще больше. Большую роль в перевозке войск и доставке различных видов довольствия Кавказскому, Румынскому и Юго-Западному фронтам, а также в подвозе снабжения для населения приморских районов и различных грузов для организаций и учреждений сыграла Транспортная флотилия. Однако по некоторым причинам (нерегулярная доставка грузов в порты погрузки, слабое оборудование портов, недостатки в организации погрузочно-разгрузочных работ, нехватка рабочей силы, отвлечение значительных транспортных возможностей в связи с подготовкой к десантной операции и др.) Черноморский флот не мог справиться с перевозками грузов в масштабах, определяемых верховным командованием. При этом следует указать, что противник активности в действиях на морских сообщениях не проявлял.
В 1917 г. линейный крейсер «Гебен» в Черное море не выходил. Легкий крейсер «Бреслау» выходил в конце июня и дважды в ноябре. В результате ошибок, допущенных русским командованием в бою с «Бреслау» в нюне при возвращении его из района о. Фндониси, крейсеру удалось уйти в Босфор невредимым. Во время ноябрьских походов «Бреслау» остерегался уходить далеко от своего побережья.
Подводные лодки противника после тяжелых потерь, понесенных в конце 1916 г., до лета 1917 г. в Черное море не выходили. В ходе кампании онн совершили всего три похода к Кавказскому побережью. Для борьбы с блокадными действиями русского флота в районе Босфора и Анатолийского побережья противник использовал фактически только авиацию н береговую артиллерию, которые хотя и затрудняли действия русских кораблей, но значительных результатов достичь не смогли.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране позволила советскому народу, руководимому Коммунистической партиен, выйти из войны. В декабре 1917 г Советская Россия заключила перемирие с Германией и ее союзниками. Боевые действия на Черном море прекратились.