В этом году исполнилось 55 лет со дня, как атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» под командованием капитана 2 ранга Льва Жильцова впервые в истории отечественного флота всплыла в районе Северного полюса.
Первая советская атомная подводная лодка «К-3» положила начало атомной эры в кораблестроении. Она была построена на Севмаше всего за три года под руководством ответственного сдатчика Николая Довганя. Над её созданием трудились 350 предприятий и организаций. В документах лодка значилась как «Кит», получившая название за свою необычную обтекаемую форму.
Вступив в строй 12 марта 1959 года, через три года впервые в истории советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса с использованием навигационных комплексов «Плутон» и «Сила-Н». Вся операция проходила в условиях полной секретности. Шли вслепую и вглухую – ледяной панцирь отражал шумы собственных винтов. Но сложнее всего было найти место для всплытия в полынье между ледяными торосами. При всплытии лодки в районе Северного полюса во льдах Центральной Арктики подводники водрузили Государственный флаг СССР. После возвращения в базу лодку на пирсе встречали Н.С. Хрущёв и министр обороны Р.Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А.И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л.М. Жильцову и командиру БЧ-5 капитану 2 ранга инженеру Р.А. Тимофееву было присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями.
Для справки: 24 сентября 1955 года на заводе №402 (ныне Севмаш) в атмосфере строгой секретности состоялась закладка первой торпедной атомной подводной лодки с ядерной энергетической установкой проекта 627. Через три года АПЛ была передана ВМФ в опытную эксплуатацию, в 1962 году получила название «Ленинский комсомол». За постройку корабля и высокое качество работы завод № 402 (ныне Севмаш) был награжден орденом Ленина. Большая группа работников, участвовавших в строительстве, удостоена орденов и медалей. Всего на стапелях Севмаша построено 13 АПЛ этого проекта. На их счету более 90 автономных плаваний и первый поход подо льдами к Северному полюсу.