Минога
Развитие проекта п.л. «Касатка» (И.Г. Бубнов). Заложена 6.09.1906 г. Спущена 11.10.1908 г. Вступила в строй в 10.1909 г. (СПб/Балтийский завод). Первая в мире дизельная подводная лодка. С 18.11.1918 г. в составе Астрахано-Каспийской флотилии. Сдана к порту в 1921 г., сдана на слом 21.11.1925 г. |
|
Вооружение: 2 носовых трубчатых торпедных аппарата 456 мм; 1 – 37 мм (с 1915 г.). Экипаж 2/18 человек. |
историческая справка
1906 год 6 сентября
заложена на эллинге Балтийского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге
1907 год 14 июня
приказом по Морскому ведомству зачислена в списки судов Балтийского флота в класс подводных лодок с присвоением наименования «Минога».
1907 год 23 октября
проведены гидравлические испытания прочного корпуса.
1908 год 21 марта
в заводе пожаром была целиком уничтожена вполне собранная и принятая аккумуляторная батарея.
1908 год 11 октября
пл спущена на воду.
1908 год 23 октября
первый выход пл в Морской канал под одним из двигателей Дизеля, поскольку второй еще не был доставлен и установлен на пл.
1908 год 26 октября
пл готовая к началу испытаний, выйдя из дамб Морского канала, встретила сплошной лед и вынуждена была вернуться на завод.
1908 год 7 ноября
несмотря на сильные морозы, удалось произвести пробное погружение у причальной стенки. Вследствие сильных холодов и ледостава пришлось в дальнейшем ограничиться лишь испытаниями дизелей на швартовах.
1909 год апрель
пл выходила на предварительные пробеги в Морской канал под двигателями Дизеля.
1909 год апрель
пл поднята на стенку для установки свинцового киля.
1909 год май
спущена на воду после необходимых доработок.
1909 год 7 июня
пл выходила на предварительные пробеги под дизелями в Морской канал.
1909 год с июля по сентябрь
пл ушла в Бьерке на заводские испытания, продолжавшиеся около двух месяцев. По окончании испытаний сменен гребной винт и в конце сентября лодка ушла на торпедные стрельбы.
1909 год октябрь
пл прошла приемные испытания и вошла в состав Балтийского флота.
1913 год
вошла в состав 4 дивизиона дивизии подводных лодок Балтийского моря.
1913 год 23 марта
при выходе из Либавы в практическое плавание, в момент отхода от пирса задним ходом подводная лодка ударилась об угольную баржу и потеряла укрепленный на ахтерштевне золоченый герб. Около 4-х часов дня командир приказал боцману Гордееву передать конвоирующему судну по семафору о своем намерении погрузиться. Боцман, передав сигнал, свернул семафорные флажки и засунул их под настил мостика рубки, причем флажки попали в открытый клапан шахты судовой вентиляции. При подготовке лодки к погружению не обратили внимания на то, что клапан вентиляции не закрылся, вода начала поступать по трубе вентиляции в машинное отделение и лодка затонула. Она легла на грунт на глубине 30 метров. Продуть главный балласт командир запоздал. Он приказал отдать спасательный буй. Буй всплыл, к нему подошла шлюпка с конвоира, но никто не знал, как пользоваться телефоном, и связь установили только после изучения инструкции. После получения известия, что лодка всплыть не может, конвоир отправился с тревожными гудками в гавань. Трубу вентиляции разрубили, после чего попытались забить ее - пошел в ход китель командира, одежда и белье команды, но полностью прекратить поступление воды не удалось. Командир принял решение продуть кормовую балластную цистерну, что и было выполнено. Облегченная корма поднялась, на поверхности моря стал виден кормовой флаг. Вода залила аккумуляторы, размещенные в носовой части лодки и выделение хлора из аккумуляторов уменьшилось. На место аварии прибыли подъемный кран, килектор, буксиры с водолазами. Особо отличился при спасательных работах м-н Терлецкий К.Ф. Водолазы завели стропы под корму лодки; около 01.00 ночи корма лодки была поднята и на поверхности воды оказался кормовой входной люк. Через открытый мичманом Терлецким люк люди были эвакуированы из лодки и отправлены в госпиталь. Боцман Гордеев оказавшийся в момент погружения в рубке оставался там и вышел оттуда только около 05.00 утра, когда лодка была поднята выше и можно было открыть рубочный люк. Причем его состояние оказалось лучше, чем у остальной команды. После откачки воды пл была отбуксирована в порт и восстановлена.
1914 год по 1916 год
приняла участие в Первой мировой войне: несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам, прикрытие набеговых и минно-заградительных действий легких сил флота, совершила в общей сложности 14 боевых походов, несколько раз пыталась атаковать неприятельские корабли, но безуспешно.
1914 год август
при возвращении пл из похода в штормовых условиях должна была определиться по маяку Люзерорт. Однако открывшийся маяк не походил на нужный. Командир решил подойти поближе, чтобы уточнить свое место. Неожиданно с хода лодка выползла на мель и легла почти на бок. Винт повис в воздухе. Оказалось, субмарина вышла к маяку Фильзанд у о-ва Эзель. В том районе плавание запрещалось, поэтому с острова срочно вылетел аэроплан, чтобы разобраться в обстановке. Гидросамолет долго кружил, пытаясь рассмотреть флаг на корме. Наконец, пилот разглядел Андреевский крест и сел на воду, но так неудачно, что сломал самолет один из поплавков. Летчик рассказал подводникам, куда они попали, и лодка подняла нужный сигнал, по нему с о-ва Эзеля пришел катер и увел самолет на буксире. Командир лодки дал радио о происшествии и попросил прислать на помощь миноносец. Однако погода начала свежеть и, наполнив кормовую цистерну, команда добилась того, что винт ушел в воду. После этого, дав реверс дизелям, лодка сползла на глубокую воду, затем малым ходом вернулась в базу и вскоре встала в ремонт.
1914 год по 1915 год зима
пл прошла капитальный ремонт.
1915 год июнь
приняла участие в обороне Виндавы.
1915 год август
приняла участие в обороне Рижского залива.
1917 год февраль
пл перешла в Петроград, где часть команды приняла участие в Февральской событиях.
1917 год 25 октября
зачислена в состав Красного Балтийского флота.
1917 год осень
пл поставлена на капитальный ремонт.
1918 год 31 января
выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Петроградскому военному порту на хранение.
1918 год 10 ноября
отправлена по железной дороге из Петрограда в Саратов, откуда на буксире по Волге доставлена в Астрахань для участия в боевых действиях в ходе Гражданской войны на Каспийском море.
1918 год 18 ноября
перечислена в состав Военной флотилии Астраханского края.
1919 год 21 мая
приняла участие в бою в Тюб-Караганском заливе.
1919 год 31 июля
перечислена в состав Волжско-Каспийской Военной флотилии.
1920 год 5 июля
перечислена в состав Морских Сил Каспийского моря, но после окончания боевых действий вновь передана к порту Баку на хранение.
1925 год 21 ноября
исключена из состава Рабоче-Крестьянского Красного флота в связи с передачей «Комгосфондов» для демонтажа и впоследствии разделана на металл в Бакинском военном порту.
командиры:
1. |
Бровцын 3-й И.А. (19/26.01.1908 - 31.12.1912); |
2. |
Гарсоев А.Н. (10.12.1912/07.01.1913 - 06.09./04.11./05.12.13); |
3. |
Фон Эльснер К.Н. (06.09.1913 - 01.02.1914, 04.02 - 12.10.1916); |
4. |
Ильинский Н.Н. (12.09.1913 - 20.02.1915); |
5. |
Кондрашев В.Н. (20.02.1915 - 04.02.1916); |
6. |
Лагидзе И.Б. (14.11.1916 - 31.12.1916); |
7. |
Иванов 14-й В.А. (18.12.1916 - 1918); |
8. |
Марину А.А. (врид, 01.04.1918 - 1918); |
9. |
Головачев Н.Н. (01.06.1918 - 15.09.1918); |
10. |
Пуаре Ю.В. (15.09.1918 - 05.09.1920). |