Мученики Цусимы "Император Александр III"
13 мая русская эскадра подошла к Корейскому проливу и ночью была обнаружена сторожевым кораблем противника "Синано-Мару". Утро 14 мая было пасмурным, но уже в 7-м часу утра показалось солнце, которое раздвинуло мглу, как театральный занавес, подготовляя сцену предстоящей трагедии. Далеко на горизонте прыгал на волнах японский легкий крейсер "Идзуми", передавая по радио адмиралу Того данные об эскадре Рожественского. В начале девятого по носу эскадры показались "Чин-Иен" с такими же, как он, ветеранами японо-китайской войны. Отряд держался далеко на горизонте и скоро скрылся из вида. Затем около 11:00 слева на траверзе появился отряд легких крейсеров противника - знаменитые артурские "собачки" "Читозе", "Касаги", "Ниитака" и "Оттова" вышли на след новой добычи. По ним без команды открыли огонь. "Собачки" круто повернули влево и, яростно отстреливаясь, вышли за пределы дальности огня русской артиллерии. Через некоторое время они снова появились, на этот раз в сопровождении миноносцев с явным намерением выйти на курс эскадры. Подозревая, что японцы хотят набросать мин по ходу эскадры, как они это делали 28 июля, адмирал решил развернуть 1-й отряд фронтом вправо, чтобы угрозой огня пяти лучших своих броненосцев отогнать противника. С этой целью 1-й отряд броненосцев сначала повернул последовательно вправо на 8 румбов, а затем должен был повернуть на 8 румбов влево "все вдруг". Первая половина маневра удалась прекрасно, но вторую часть сигнала не разобрали на "Императоре Александре III". Он пошел в кильватер "Суворову", а "Бородино" и "Орел", уже начавшие ворочать "вдруг", вообразили, что ошиблись, отвернули и пошли за "Александром III". Пока русская эскадра на виду противника грузно перестраивалась, далеко впереди смутно обозначились во мгле главные силы противника. Они шли юго-западным курсом, сближаясь с русской эскадрой...
В 13:49 "Суворов" открыл огонь и сражение началось. Охватив голову русской эскадры, японцы сосредоточили огонь на "Суворове" и "Ослябе". В 14:25 "Осля-бя" перевернулся и. затонул, а в 14:30 флагманский броненосец "Суворов", пылая, как огромный костер, от носа до кормы, с заклиненным рулем вышел из строя, описав циркуляцию на 16 румбов. "Император Александр III", на котором также бушевал пожар, сначала последовал за "Суворовым", но убедившись, что флагманский корабль не управляем, переменил курс на ост и возглавил эскадру, прикрывая колонной броненосцев вышедший из строя флагманский корабль и давая возможность хвостовым кораблям принять участие в артиллерийском бою. Японцы, идя по внешней кривой, снова начали охватывать голову эскадры, взяв курс почти на зюйд-ост. В 14:50 концевой корабль японцев уже находился на траверзе "Александра III", идущего головным. "Александр III", пользуясь этим, сделал решительную попытку прорваться на север и поставить под продольный огонь корабли японского арьергарда. Круто повернув с курса ост прямо на норд влево, "Император Александр III" повел за собой эскадру. До хвостового корабля противника крейсера "Адзума" было около 30 кабельтовых. Маневр мог бы удаться, если бы против русских действовал менее опытный противник. В 14:55 броненосцы Того сделали поворот "все вдруг" на 16 румбов влево и, имея головным броненосный крейсер "Ниссин", легли на обратный курс вест-норд-вест. Броненосные крейсеры противника, разойдясь контр-курсами со своими броненосцами, также повернули на 16 румбов и вступили в кильватер флагманскому броненосцу "Микаса", ставшему после поворота хвостовым в отряде броненосцев. Этот сложнейший маневр японская эскадра четко проделала на полном ходу, показав высочайшую выучку и способность мгновенно реагировать на все изменения боя.
Видя, что противник, пользуясь преимуществом в эскадренной скорости, снова охватывает голову русской эскадры, "Император Александр III", уклоняясь от убийственного продольного огня противника, положил руль лево на борт и повернул круто вправо почти на ост-зюйд-ост. Находящийся в огненном вихре взрывов и пожаров на борту "Суворова" доблестный капитан 2-го ранга Владимир Иванович Семенов нашел в себе достаточно хладнокровия, чтобы наблюдать за создавшейся обстановкой: "Из правых портов батареи мы могли теперь хорошо видеть "Александра", который был у нас почти на траверзе и держал прямо на "Суворова". За ним следовали остальные. Расстояние уменьшалось. В бинокль уже отчетливо были видны избитые борта "Александра", разрушенные мостики, горящие рубки и ростры, но трубы и мачты еще стояли. По-видимому, вся сила огня японцев была сосредоточена на "Александре III". Временами он казался весь окутан пламенем и бурым дымом, а кругом него море словно кипело, взметывая гигантские водяные столбы... Ближе и ближе... Расстояние не более 10 кабельтовых... И вот - один за другим, целый ряд, так отчетливо видимых попаданий по переднему мостику и в левую 6-дюймовую башню... "Александр" круто ворочает вправо, почти на обратный курс... за ним "Бородино", "Орел" и другие. Ворочают поспешно, даже не выдерживая линии кильватера... не то - "последовательно", не то - "все вдруг"..."
Около 15:20 "Император Александр III", сильно избитый по левому борту, с громадным пожаром на шканцах, вышел из строя вправо, т. е. в сторону, противоположную противнику. Сначала он пытался вступить в кильватер "Орлу", но перекатился влево. "Орел" обогнал его в расстоянии одного кабельтова. На "Александре III" было видно много пробоин в тонком борту. Особенно большая дыра, по-видимому от двух 12" снарядов, выпущенных залпом, приходилась против носовой 12" башни. Во многих местах вокруг пробоин краска выгорела и обнажилась старая суриковая красная грунтовка времен постройки. Корабль казался окровавленным, а из бортовых пробоин выбивалось наружу пламя и клубы густого дыма. Однако трубы и мачты на нем стояли и большая часть башен еще продолжала действовать. Эскадру повел "Бородино", а "Александр III", вскоре справившись с повреждениями, вступил в кильватер "Сисою Великому". Затем наступил период весьма запутанных поворотов и эволюций, которые сводились к судорожным стремлениям, уже по существу разгромленной русской эскадры, следовавшей за "Бородино", ускользнуть от противника, пользуясь дымом и временно сгустившимся туманом.
Около 16:00 эскадра, следовавшая на зюйд, попала между броненосцами и броненосными крейсерами противника и была вынуждена принять бой на оба борта. "Император Александр III" после выхода из строя "Сисоя Великого" шел в кильватер "Орлу". Его орудия продолжали вести интенсивный огонь по противнику.
Около 17:00 "Император Александр III" вышел из строя с большим пожаром и креном. Он прорезал линию за "Навариным", так что "Сисою" и "Наварину" пришлось дать ему дорогу. Его видели со многих кораблей эскадры. Капитан 1-го ранга Семенов пишет: "Александр III", сильно избитый, с креном и севший в воду почти до портов нижней батареи, держался вне линии, медленно отставая, но не прекращая боя и действуя из уцелевших орудий. Вся носовая часть у него - от тарана до 12-дюймовой башни - была словно раскрыта..." С броненосца береговой обороны "Адмирал Сенявин" за агонией доблестного гвардейца наблюдал лейтенант Таубе: "Когда "Александр III" последний раз вышел из строя, около 6 часов вечера, и эскадра проходила мимо него, он был весь изрешечен пробоинами, и крен на левый борт был один момент так велик, что, казалось, он ближайшими к воде орудиями вот-вот начнет чертить по ней и перевернется. Но, по-видимому, в оставшихся на нем людях сохранилась еще энергия и силы бороться, и он, ни на минуту не переставая стрелять, молодецки справился с креном и еще раз выпрямился и вступил в линию. Но это последнее усилие ненадолго продолжило его агонию, и уже через полчаса он снова сильно накренился и начал выходить из строя. Около боевой рубки у него был сильный пожар, и с "Сенявина", за которым он шел, на мостике не видели никого из офицеров. Там стоял один сигнальщик, который семафором передал: "Терплю бедствие". Чуя близкую гибель, на бак выскочило довольно много команды, но броненосец вдруг так быстро перевернулся, что большинство из них накрыл собой, и только человек 15 успело выбраться на киль и этим на несколько времени отсрочить момент своей гибели. Одному Богу известно, какой ужасно мучительной смерти подверглись те, которые целые или раненые, оставались еще в живых в нижних помещениях перевернувшегося броненосца. Размолотые машинами, придавленные снарядами и другими тяжестями, они инстинктивно должны были стараться уползти вверх от наполнявшей броненосец воды, но наверху встречали палубу, бывшую теперь потолком и, упершись в нее, наполовину искалеченные и задыхающиеся от недостатка воздуха, тонули в той же настигающей их воде".
На траверзе гибнущего броненосца находился крейсер "Адмирал Нахимов", один из офицеров которого мичман Энгельгардт так передает картину увиденного: "Император Александр III", с увеличившимся до опасного от циркуляции креном, прорезал строй, и крейсерский отряд Камимуры сразу перенес огонь на него. В этом, впрочем, уже необходимости не было, так как гибель его была очевидна. Считая, что близость тонущего броненосца может вредно отразиться на крейсере, я об его положении сообщил в боевую рубку. (Когда "Александр" перевернулся, весь крейсер три раза вздрогнул). "Александр III" кренился все больше и больше. С поднятого левого борта кидалась команда. Скоро палуба ушла в воду, показались винты (левый еще работал), затем он быстро перевернулся. Последние из искавших спасения вскарабкались на борт, когда тот был почти горизонтально. Быстро двигаясь вперед, эти люди (человек 20-30) оказались на киле, когда броненосец окончательно перевернулся. Кругом днища плавали сотни голов. К месту гибели броненосца шел "Изумруд". Днище "Александр III" держалось очень долго. К нему уже после захода солнца приближались японские миноносцы. Оно скрылось около 20:30".
К месту гибели "Императора Александра III" ринулся крейсер "Изумруд", командир которого капитан 2-го ранга Фрезен писал в своем донесении о бое: "Около 18:00 с "Ушакова" по семафору передали, что "Александр" терпит бедствие. Сигнал этот отрепетовали флагами и одновременно семафором на "Николай". Идти в это время сам для подания помощи не мог, так как был отделен от "Александра" линией броненосцев, идущих тесным строем и поддерживавших усиленный огонь правым бортом. Броненосцы продолжали следовать за "Бородино", сражаясь правым бортом. "Александр" принимал участие в бою и шел не отставая от других броненосцев. В 18:35 на "Александре" показалось пламя между дымовыми трубами, он бросился влево, стал быстро крениться и перевернулся между двумя концевыми броненосцами. Как только заметил, что крен "Александра" увеличивается, положил лево на борт, дал полный ход и пошел к погибающему броненосцу, чтобы по возможности спасти людей. В это время наши броненосцы продолжали уходить от нагонявших их в строю пеленга семи броненосных крейсеров противника. Подойдя к перевернувшемуся броненосцу, оставшемуся плавать вверх килем, остановил крейсер и стал спускать с ростер гребной катер, т. к. вельботов к тому времени у меня уже не было. Одновременно сбросил в воду все имевшиеся под рукой спасательные круги, пояса и койки. Неприятельские броненосные крейсеры, быстро подвигаясь, открыли огонь по "Изумруду". Недолеты ложились между утопающими. До неприятеля расстояние уменьшилось до 26-23 кабельтовых. Поддерживал усиленный огонь по неприятельским крейсерам. Когда расстояние до нашего концевого броненосца стало 20 кабельтовых, дал полный ход, положил вправо на борт и пошел к эскадре. Катер спустить не успел..."
Время гибели "Императора Александра III" в разных сообщениях варьируется: от 18:45 до 18:55 14 мая 1905 г. Настоящей эпитафией героическому кораблю, с которого не спасся ни один человек, служат строки, написанные Новиковым-Прибоем:
"На смену "Суворову" явился "Александр III", с именем которого навсегда останутся связанными наиболее жуткие воспоминания об ужасах Цусимы. После того, как эскадра лишилась адмирала, он стал во главе боевой колонны и повел ее дальше. На этот броненосец обрушился весь огонь двенадцати японских кораблей. А он, приняв на себя всю тяжесть артиллерийского удара, ценою своей гибели спасал остальные наши суда. В безвыходной обстановке сражения он иногда даже проявлял инициативу, на какую только был способен, не раз прикрывал собою "Суворова" и пытался прорваться на север под хвостом неприятельской колонны. Однажды ему удалось воспользоваться туманом и временно вывести эскадру из-под огня. В продолжение нескольких часов он с выдающимся мужеством вел бой против подавляющих сил врага. К вечеру это была уже не война, а бойня. Броненосец "Александр III", как и другие корабли, не выдержал наконец неприятельского натиска. В шесть часов, сильно накренившись, он вышел из строя. Вид у него в это время был ужасный. С массою пробоин в бортах, с разрушенными верхними надстройками, он весь окутался черным дымом. Из проломов, из кучи разбитых ча 'тей вырывались фонтаны огня. Казалось, что огонь вот-вот доберется до бомбовых погребов и крюйт-камер и корабль взлетит на воздух. Но броненосец через некоторое время оправился и, слабо отстреливаясь, снова вступил в боевую колонну. Это была последняя попытка оказать врагу сопротивление.
Что происходило во время боя на его мостиках, в боевой рубке, в башнях и на палубах? Кто же именно был тем фактическим командующим, который так талантливо маневрировал в железных тисках японцев? Были ли это командир корабля капитан 1-го ранга Бухвостов, его старший офицер Племянников или под конец последний уцелевший в строю младший из мичманов? А может быть, когда никого из офицеров не осталось, корабль, а за ним и всю эскадру вел старший боцман или простой рулевой? Это навсегда останется тайной. Но поведение этого гордого корабля в самом ужасном морском бою, какой только знает история, у многих будет вызывать удивление.
Броненосец, вступив снова в строй, переместился уже в середину колонны, а свое почетное головное место уступил однотипному собрату "Бородино". Здесь, на новом месте, "Александр III" продержался еще каких-нибудь 20-30 минут. Достаточно было ему подвергнуться еще нескольким ударам крупнокалиберных снарядов, чтобы окончательно лишиться последних сил. На этот раз он выкатился влево. Очевидно, у него испортился рулевой привод, руль остался положенным на борт. От циркуляции получился сильный крен. Вода, разливаясь внутри броненосца, хлынула к накренившемуся борту, и сразу все было кончено...
С крейсеров "Адмирал Нахимов" и "Владимир Мономах", следовавших за броненосцем, видели, как он повалился на бок, как подрубленный дуб. Многие из его экипажа посыпались в море, другие, по мере того, как переворачивалось судно, ползли по его днищу к килю. Потом он сразу перевернулся и около двух минут продолжал плавать в таком положении. К его огромному днищу, поросшему водорослями, прилипли люди. Полагая, что он еще долго будет так держаться на воде, на него полезли и те, которые уже барахтались в волнах. Издали казалось, что это плывет морское чудовище, распустив пряди водорослей и показывая рыжий хребет киля. Ползающие на нем люди были похожи на крабов. Оставшиеся корабли, сражаясь с противником, шли дальше... Там, где был "Александр III", катились крупные волны, качая на своих хребтах всплывшие обломки дерева, немые признаки страшной драмы. И никто и никогда не расскажет, какие муки пережили люди на этом броненосце: из девятисот человек его экипажа не осталось в живых ни одного".
Корабль находился в строю 1 год и 7 месяцев.
Зачислен в списки Русского Флота 22 августа 1899 г.
Исключен из списков 15 сентября 1905 г.
Состоял в Гвардейском экипаже.
ОФИЦЕРЫ ЭСКАДРЕННОГО БРОНЕНОСЦА "ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР III", ПОГИБШИЕ В ЦУСИМСКОМ БОЮ
Командир, капитан 1-го ранга НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ БУХВОСТОВ
Ст. офицер, капитан 2-го ранга ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ ПЛЕМЯННИКОВ
Ст. ревизор, лейтенант АРКАДИЙ НИКОЛАЕВИЧ ВОЕВОДСКИЙ 2-й
Мл. суд. мех., прап. мех. части АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ СОКОЛОВ
Мл. суд. мех., прап. мех. части ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ НАГОРСКИЙ
Ст. суд. врач, надворный сов. ПЕТР ПАВЛОВИЧ ЮРЬЕВ
Мл. суд. врач, док. мед. БОРИС ЛЬВОВИЧ БЕРТЕН-СОН
Шкипер, титулярный сов. ФЕОКТИСТ ИВАНОВИЧ ЧУФАРИН
Суд. священник, отец АЛЕКСАНДР (АНДРЕЕВИЧ НЕДРЫГАЙЛО)
Приком. к штабу капитан 2-го ранга АЛЕКСАНДР КЛЕМЕНТЬЕВИЧ ПОЛИС
Ст. минный офицер, капитан 2-го ранга ВАЛЕНТИН ФЕДОРОВИЧ СТААЛЬ 1-й
Мл. минный офицер, лейтенант ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ граф ИГНАТЬЕВ
Ст. арт. офицер, лейтенант ВЕНИАМИН АЛЕКСАНДРОВИЧ ЭЛЛИС 1-й
Мл. арт. офицер, лейтенант ЕВГЕНИИ ГЕОРГИЕВИЧ ДЕМИДОВ
Ст. штурм, офицер, лейтенант АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ СЕВЕРЦОВ
Вахт. нач., лейтенант НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ ХРА-ПОВИЦКИЙ
Вахт. нач., лейтенант КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ СЛУЧЕВСКИЙ
Вахт. нач., лейтенант НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ДЕН
Вахт. офицер, мичман АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРНОВ
Вахт. офицер, мичман АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ АДЛЕРБЕРГ
Вахт. офицер, мичман НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ БАРАНОВ 3-й
Вахт. офицер, мичман ПЕТР АНДРЕЕВИЧ ВСЕВОЛОЖСКИЙ 4-й
Вахт. офицер, мичман ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ КНЯЗЕВ 3-й
Вахт. офицер, прап. по мор. части ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛЕШКЕВИЧ
Ст. суд. мех., полковник АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ПЕТРОВ 3-й
Пом. суд. мех., штабс-капитан АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЛЕБЕДИНСКИЙ
Трюмн. мех., штабс-капитан АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ТЕТЕРИН
Мл. суд. мех., поручик ЭДУАРД АНТОНОВИЧ ТОТВЕН
Мл. суд. мех., поручик ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ князь ГАГАРИН
11 кондукторов и 827 матросов