20 октября (2 ноября по старому стилю) 1916 года был организован конвой для проводки пароходов Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства «Император Николай II» и «Ломоносов», плавкрана, барж и буксиров из норвежского порта Варде в Александровск (ныне Полярный). В состав сил охранения входили миноносец «Грозовой», посыльное судно «Купава», тральщики Т-13 и А-516 (английский); выход судов из Варде обеспечивали норвежские дозорные корабли «Heimdal» и «Wiking».
В 8 ч 30 мин «Грозовой», «Купава» и Т-13 снялись с якоря в бухте Базарной, построились в строй кильватера и легли на курс 10°, направляясь к Варде с расчетом пройти в 3 милях от норвежского берега. Погода утром 2 ноября стояла ясная и спокойная: двухбалльный WNW, слабое волнение. В 11 ч 45 мин в 3 милях к OSO от острова Хорне произошло рандеву кораблей охранения с вышедшим из Варде транспортом «Ломоносов». Застопорив машины, корабли вели переговоры с помощью мегафонов. В 12 ч 10 мин к отряду подошел «Heimdal», командир которого прибыл на борт «Купавы». В этот момент с высокого ходового мостика «Купавы» на дистанции 20 кб была замечена подводная лодка, идущая в надводном положении на WSW, о чем командир посыльного судна лейтенант Г.А.Блезе сразу же передал голосом на «Грозовой».
Командир миноносца лейтенант М.М.Коренев, опознавший лодку как немецкую, приказал «Купаве» и тральщикам охранять выходящие из Варде суда способом подвижного дозора, а сам начал сближение с лодкой, приведя цель на курсовой угол 45° правого борта. Решение этой задачи облегчалось тем обстоятельством, что с лодки «Грозовой» замечен не был. Командир лодки, по всей видимости, принял «Купаву» за беззащитный коммерческий пароход, а с тральщиком решил не считаться вовсе.
Вообще-то, артиллерийский бой миноносца того времени с немецкой подлодкой хотя бы 1915 года постройки – дело рискованное. Матросы очень не любили такие «дуэли2, но в 1916 году боевой дух и дисциплина русских моряков были достаточно высоки и крепки, для решения боевых задач и посложнее.
На немецкой ПЛ были того времени были установлены два 88-мм длинноствольных орудия, или даже 1 105-мм. Например, на этой самой германской подводной лодке U56, водоизмещением 720 / 902 т, было установлено 4 533-мм торпедных аппарата, 1 105-мм и 1 88-мм орудия. Кроме того были там и приборы артиллерийской стрельбы. А на миноносцах стояли всего лишь по две 75 миллиметровки. Эти корабли были построены 14 лет назад в Гавре, по заказу морского министерства и давно морально устарели. Во время войны боевая техника развивается быстрее, чем во время расслабляющего мира. Изначально у них вообще не было запланировано НИКАКОГО артиллерийского вооружения, лишь пару турельных пулеметов. А пушки уже были поставлены в родных базах на судоремонтных заводах. Кстати, история повторяется – на «Владивосток», типа «мистраль» французской постройки, все приличное новое оружие будет установлено уже среди родных осин, на «Янтаре» или Адмиралтейских верфях.
Поэтому, лейтенант М.М.Коренев больше полагался на смелость команды, и расчет, да выучку комендоров, чем на силу оружия так называемого «противоминного калибра».
«Грозовой» увеличил ход и пошел на пересечение курса лодки, чтобы не допустить занятие ею позиции залпа для атаки конвоя и, по возможности, нанести таранный удар. Видя, что лодка «как бы не замечает» миноносца и не изменяет курс, командир «Грозового», сблизившись на 6 кб, отложил таранный удар и привел цель на курсовой угол 45° левого борта, заняв, таким образом, позицию на раковине лодки вне зоны стрельбы ее торпедных аппаратов. Вахтенный офицер и сигнальщике на лодке явно «зевнули» маневр русского корабля, а Коренев не упустил своего шанса на победу.
В 12 ч 20 мин, когда дистанция сократилась до 5 кб, «Грозовой» открыл огонь из носового 75-мм орудия.
Первое попадание — в рубку подводной лодки — было достигнуто со второго выстрела. Продолжая расходиться с целью на контркурсах, «Грозовой» произвел в общей сложности двенадцать выстрелов, добившись еще трех попаданий: два в кормовую часть под ватерлинией (одно из этих попаданий вызвало повторный взрыв внутри корпуса) и одно в палубу между рубкой и кормовым орудием. Через 6 мин лодка начала медленно погружаться кормой и затонула. В 12 ч 26 мин миноносец прекратил огонь и повернул на соединение с отрядом.
В обстреле лодки принимала участие и артиллерия «Купавы». Командир посыльного судна, заняв позицию между неприятельской подводной лодкой и транспортом «Ломоносов», приказал последнему возвращаться в Варде.
Капитан «Ломоносова» поспешил выполнить команду и полным ходом удалился к берегу, после чего «Купава» вступила в кильватер «Грозовому» и, несколько отставая от миноносца, поддержала его огнем. Т-13 (командир — мичман Н.А.Яковицкий) во время боя находился в 2 кб от «Купавы» на ее правом траверзе, не имея возможности вести огонь, а А-516 держался в дозоре мористее. «Heimdal» и «Wiking» наблюдали бой, находясь на расстоянии 1 мили.
Капитан парохода «Император Николай II» доносил, что наблюдал «две параллельные струи от мин», выпущенных подводной лодкой, когда миноносец шел на сближение с ней. Однако с «Грозового» они замечены не были; торпеды, если они и были выпущены лодкой в действительности, прошли слишком далеко от корабля.
Через час после гибели подводной лодки «Грозовой», маневрируя в ожидании выхода конвоируемых судов из Варде, вновь приблизился к месту боя, где обнаружил большое (около квадратной мили) масляное пятно и выходящие на поверхность пузыри. Безусловно, лодка была потоплена, и все попытки немецкого командования распространить в прессе свидетельства якобы имевшихся «очевидцев» боя и информацию о благополучном возвращении подводной лодки выглядят совершенно несостоятельными.
Около 14 ч из Варде вышли все суда конвоя, корабли охранения заняли свои места в ордере (впереди — «Грозовой», в кильватер ему — «Купава», на правой раковине последней — «Николай II» и «Ломоносов», замыкающими — тральщики в строю фронта) и взяли курс на Цып-Наволок. Дальнейший переход прошел без происшествий, если не считать обстрела «Купавой» мнимого перископа — сказалась нервозная обстановка и обычная в тот период «лодкобоязнь».
За годы первой мировой войны германский флот потерял на российских морских театрах одиннадцать подводных лодок. Описанный эпизод стал первым и единственным в этой войне случаем потопления неприятельской лодки российским боевым кораблем. U56 открыла, таким образом, боевой счет противолодочников нашего флота, хотя и была потоплена в результате боевого столкновения, проходившего, в сущности, по условиям боя надводных кораблей.
В рассмотренном боевом эпизоде, безусловно, обращают на себя внимание хладнокровные и умелые действия командира миноносца и прекрасная подготовка его комендоров. Все это позволило российским морякам воспользоваться благоприятной тактической обстановкой и успешно решить поставленную задачу в нестандартной ситуации.
МИНОНОСЕЦ «ГРОЗОВОЙ» (краткая историческая справка)
Миноносец «Грозовой» (до 9 марта 1902 года — «Лосось») был заложен в 1900 году в Гавре на верфи фирмы «Форж э Шантье» в в рамках судостроительной программы 1898 года «для нужд Дальнего Востока», спущен на воду 26 февраля 1902 года и 14 июня того же года вступил в строй. С сентября 1902 года по май 1903 года совершил переход из Кронштадта в Порт-Артур, где вошел в состав Тихоокеанской эскадры. Участвовал в русско-японской войне, после боя в Желтом море 28 июля 1904 года прорвался в Шанхай, где был интернирован правительством Китая и разоружен. С января 1905 года — в составе Сибирской флотилии. В январе-июле 1916 года совершил переход из Владивостока в Архангельск, 22 ноября зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 ушел в Англию на капитальный ремонт, позднее передан английским правительством белогвардейцам, в 1920 году уведен ими за границу.
Тактико-технические элементы миноносца «Грозовой» ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерийское: 75-мм орудий.. ..2 7,62-мм пулеметов. ..6
Торпедное: 381-мм торпедных аппаратов... ..2 КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ: Водоизмещение полное, т.......................346,5 Главные размерения, м: длина наибольшая.. .56,6 ширина. ....6,3, осадка.. .3,4
Скорость хода наибольшая, уз. 26 Дальность плавания, миль / при скорости, уз 800/12,2
Главная энергетическая установка: количество паровых машин.. ...2 суммарная мощность, л.с... 5800 Экипаж, чел......57
В 8 ч 30 мин «Грозовой», «Купава» и Т-13 снялись с якоря в бухте Базарной, построились в строй кильватера и легли на курс 10°, направляясь к Варде с расчетом пройти в 3 милях от норвежского берега. Погода утром 2 ноября стояла ясная и спокойная: двухбалльный WNW, слабое волнение. В 11 ч 45 мин в 3 милях к OSO от острова Хорне произошло рандеву кораблей охранения с вышедшим из Варде транспортом «Ломоносов». Застопорив машины, корабли вели переговоры с помощью мегафонов. В 12 ч 10 мин к отряду подошел «Heimdal», командир которого прибыл на борт «Купавы». В этот момент с высокого ходового мостика «Купавы» на дистанции 20 кб была замечена подводная лодка, идущая в надводном положении на WSW, о чем командир посыльного судна лейтенант Г.А.Блезе сразу же передал голосом на «Грозовой».
Командир миноносца лейтенант М.М.Коренев, опознавший лодку как немецкую, приказал «Купаве» и тральщикам охранять выходящие из Варде суда способом подвижного дозора, а сам начал сближение с лодкой, приведя цель на курсовой угол 45° правого борта. Решение этой задачи облегчалось тем обстоятельством, что с лодки «Грозовой» замечен не был. Командир лодки, по всей видимости, принял «Купаву» за беззащитный коммерческий пароход, а с тральщиком решил не считаться вовсе.
Вообще-то, артиллерийский бой миноносца того времени с немецкой подлодкой хотя бы 1915 года постройки – дело рискованное. Матросы очень не любили такие «дуэли2, но в 1916 году боевой дух и дисциплина русских моряков были достаточно высоки и крепки, для решения боевых задач и посложнее.
На немецкой ПЛ были того времени были установлены два 88-мм длинноствольных орудия, или даже 1 105-мм. Например, на этой самой германской подводной лодке U56, водоизмещением 720 / 902 т, было установлено 4 533-мм торпедных аппарата, 1 105-мм и 1 88-мм орудия. Кроме того были там и приборы артиллерийской стрельбы. А на миноносцах стояли всего лишь по две 75 миллиметровки. Эти корабли были построены 14 лет назад в Гавре, по заказу морского министерства и давно морально устарели. Во время войны боевая техника развивается быстрее, чем во время расслабляющего мира. Изначально у них вообще не было запланировано НИКАКОГО артиллерийского вооружения, лишь пару турельных пулеметов. А пушки уже были поставлены в родных базах на судоремонтных заводах. Кстати, история повторяется – на «Владивосток», типа «мистраль» французской постройки, все приличное новое оружие будет установлено уже среди родных осин, на «Янтаре» или Адмиралтейских верфях.
Поэтому, лейтенант М.М.Коренев больше полагался на смелость команды, и расчет, да выучку комендоров, чем на силу оружия так называемого «противоминного калибра».
«Грозовой» увеличил ход и пошел на пересечение курса лодки, чтобы не допустить занятие ею позиции залпа для атаки конвоя и, по возможности, нанести таранный удар. Видя, что лодка «как бы не замечает» миноносца и не изменяет курс, командир «Грозового», сблизившись на 6 кб, отложил таранный удар и привел цель на курсовой угол 45° левого борта, заняв, таким образом, позицию на раковине лодки вне зоны стрельбы ее торпедных аппаратов. Вахтенный офицер и сигнальщике на лодке явно «зевнули» маневр русского корабля, а Коренев не упустил своего шанса на победу.
В 12 ч 20 мин, когда дистанция сократилась до 5 кб, «Грозовой» открыл огонь из носового 75-мм орудия.
Первое попадание — в рубку подводной лодки — было достигнуто со второго выстрела. Продолжая расходиться с целью на контркурсах, «Грозовой» произвел в общей сложности двенадцать выстрелов, добившись еще трех попаданий: два в кормовую часть под ватерлинией (одно из этих попаданий вызвало повторный взрыв внутри корпуса) и одно в палубу между рубкой и кормовым орудием. Через 6 мин лодка начала медленно погружаться кормой и затонула. В 12 ч 26 мин миноносец прекратил огонь и повернул на соединение с отрядом.
В обстреле лодки принимала участие и артиллерия «Купавы». Командир посыльного судна, заняв позицию между неприятельской подводной лодкой и транспортом «Ломоносов», приказал последнему возвращаться в Варде.
Капитан «Ломоносова» поспешил выполнить команду и полным ходом удалился к берегу, после чего «Купава» вступила в кильватер «Грозовому» и, несколько отставая от миноносца, поддержала его огнем. Т-13 (командир — мичман Н.А.Яковицкий) во время боя находился в 2 кб от «Купавы» на ее правом траверзе, не имея возможности вести огонь, а А-516 держался в дозоре мористее. «Heimdal» и «Wiking» наблюдали бой, находясь на расстоянии 1 мили.
Капитан парохода «Император Николай II» доносил, что наблюдал «две параллельные струи от мин», выпущенных подводной лодкой, когда миноносец шел на сближение с ней. Однако с «Грозового» они замечены не были; торпеды, если они и были выпущены лодкой в действительности, прошли слишком далеко от корабля.
Через час после гибели подводной лодки «Грозовой», маневрируя в ожидании выхода конвоируемых судов из Варде, вновь приблизился к месту боя, где обнаружил большое (около квадратной мили) масляное пятно и выходящие на поверхность пузыри. Безусловно, лодка была потоплена, и все попытки немецкого командования распространить в прессе свидетельства якобы имевшихся «очевидцев» боя и информацию о благополучном возвращении подводной лодки выглядят совершенно несостоятельными.
Около 14 ч из Варде вышли все суда конвоя, корабли охранения заняли свои места в ордере (впереди — «Грозовой», в кильватер ему — «Купава», на правой раковине последней — «Николай II» и «Ломоносов», замыкающими — тральщики в строю фронта) и взяли курс на Цып-Наволок. Дальнейший переход прошел без происшествий, если не считать обстрела «Купавой» мнимого перископа — сказалась нервозная обстановка и обычная в тот период «лодкобоязнь».
За годы первой мировой войны германский флот потерял на российских морских театрах одиннадцать подводных лодок. Описанный эпизод стал первым и единственным в этой войне случаем потопления неприятельской лодки российским боевым кораблем. U56 открыла, таким образом, боевой счет противолодочников нашего флота, хотя и была потоплена в результате боевого столкновения, проходившего, в сущности, по условиям боя надводных кораблей.
В рассмотренном боевом эпизоде, безусловно, обращают на себя внимание хладнокровные и умелые действия командира миноносца и прекрасная подготовка его комендоров. Все это позволило российским морякам воспользоваться благоприятной тактической обстановкой и успешно решить поставленную задачу в нестандартной ситуации.
МИНОНОСЕЦ «ГРОЗОВОЙ» (краткая историческая справка)
Миноносец «Грозовой» (до 9 марта 1902 года — «Лосось») был заложен в 1900 году в Гавре на верфи фирмы «Форж э Шантье» в в рамках судостроительной программы 1898 года «для нужд Дальнего Востока», спущен на воду 26 февраля 1902 года и 14 июня того же года вступил в строй. С сентября 1902 года по май 1903 года совершил переход из Кронштадта в Порт-Артур, где вошел в состав Тихоокеанской эскадры. Участвовал в русско-японской войне, после боя в Желтом море 28 июля 1904 года прорвался в Шанхай, где был интернирован правительством Китая и разоружен. С января 1905 года — в составе Сибирской флотилии. В январе-июле 1916 года совершил переход из Владивостока в Архангельск, 22 ноября зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 ушел в Англию на капитальный ремонт, позднее передан английским правительством белогвардейцам, в 1920 году уведен ими за границу.
Тактико-технические элементы миноносца «Грозовой» ВООРУЖЕНИЕ
Артиллерийское: 75-мм орудий.. ..2 7,62-мм пулеметов. ..6
Торпедное: 381-мм торпедных аппаратов... ..2 КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ: Водоизмещение полное, т.......................346,5 Главные размерения, м: длина наибольшая.. .56,6 ширина. ....6,3, осадка.. .3,4
Скорость хода наибольшая, уз. 26 Дальность плавания, миль / при скорости, уз 800/12,2
Главная энергетическая установка: количество паровых машин.. ...2 суммарная мощность, л.с... 5800 Экипаж, чел......57