История Русского флота

История Русского флота.

 


Фрегат «Паллада».

Автор: russiaflot от 19 января 2014


Об этом фрегате очень много писалось. Он был назван в честь греческой богини Афины Паллады. Он был одним из последних парусных судов русского военного флота, совершившим свое замечательное и, к сожалению, последнее плавание. Он был спущен на воду в 1832 году. А в 1846 году фрегат был капитально отремонтирован.

Фрегат «Паллада» под командованием капитана 2 ранга И.С. Унковского вышел из Кронштадта 7 октября 1852 года. В поставленной задаче фрегату надлежало доставить дипломатическую миссию в Японию, которую возглавлял Е.В. Путятин, а секретарем был известный русский писатель И.А. Гончаров. Е.В. Путятин был мореплавателем. Мичманом он совершил свое первое кругосветное плавание на фрегате «Крейсер», участвовал в Наваринском сражении, в блокаде Дарданелл. Его яркая биография как моряка и дипломата обеспечила ему быстрое продвижение по службе. Уже в 1842 году он в чине контр-адмирала возглавлял русскую дипломатическую миссию в Иране, где добился отмены ограничений русско-иранской торговли по Каспию и установления регулярного морского сообщения между Россией и Ираном. Поэтому и выбор его как дипломата для переговоров с Японией был не случаен. Гордостью «Паллады» были ее офицеры и команда. Это К.Н. Посьет - впоследствии полный адмирал, гидрограф, исследователь Баренцева моря, автор трудов «Вооружение военных флотов» и «Артиллерийское учение». Лейтенантом на «Палладе» служил И.П. Белавенец, в дальнейшем капитан 1 ранга, ученый мореплаватель, принимал участие в описи восточных берегов Кореи, специалист по вопросам навигации и девиации компаса. Автор многих статей и книг. Старшим офицером фрегата был лейтенант И.И. Бутаков, ставший позднее командиром «Паллады», потом вице-адмиралом; кругосветный мореплаватель, дважды обогнувший земной шар, участник Амурской экспедиции. Лейтенант П.Т. Тихменев - будущий историк Русской Америки, мореплаватель и писатель, его труд «Историческое обозрение образования Российско-Американской компании» в двух томах в 1863 году премирован Академией наук.

Осенние штормы в Немецком море потрепали фрегат. Судно нуждалось в ремонте, который и был произведен в Портсмуте. Первоначальный план идти проливом Дрейка, где мог появиться лед (да и в южном полушарии в это время года дули противные ветры), отпадал. Оставался второй путь - идти мимо мыса Доброй Надежды через Индийский океан к Филиппинам, а оттуда в Японию.

Два месяца длился переход через Атлантику. «Палладу» сопровождала винтовая шхуна под командованием капитан-лейтенанта В.А. Римского-Корсакова. 10 марта суда отдали якоря в бухте Фальсбей. Во время подготовки к переходу через Индийский океан были совершены экспедиции на побережье с глубь материка, собраны коллекции образцов флоры и фауны. Это позволило обогатить отечественную науку новыми сведениями. Через месяц, 12 апреля, на «Палладе» поставили паруса и взяли курс на Японию. По пути фрегат заходил на Яву, в Сингапур и Гонконг. Тихий океан встретил фрегат тайфуном, который мог стать роковым. Но, благодаря мужеству экипажа и умелому командованию, «Паллада» продолжала свой путь к японским берегам. Грот-мачта, у которой ослабели ванты и бакштаги, качалась, и были минуты, когда катастрофа казалась неминуема. Мачту удалось укрепить, потерянные паруса заменить новыми. На Бониновых островах в ожидании «Паллады» собрались русские суда: корвет «Оливуца», транспорт«Князь Меньшиков» и шхуна «Восток». Во время ремонта фрегата Е.В. Путятин на корвете «Оливуца» с молодыми офицерами и гардемаринами составлял описание трех групп островов и подробные карты.

 

Придя в Нагасаки, миссия начала переговоры с японскими представителями, принесшие положительные результаты. Фрегат посетил несколько японских островов. Посьетом была сделана подробная съемка берегов и внесены поправки в морские карты. Фрегат зашел в Манилу, где пополнил запасы продовольствия и воды, и пошел к берегам Дальнего Востока. Придя в Императорскую гавань, команда и офицеры перешли на пришедшую «Диану». На «Палладе» были оставлены подпоручик Кузнецов, боцман Синицын и десять матросов. Зиму «Паллада» простояла в гавани, а весной за ней пришли фрегат «Аврора» и корвет «Оливуца». Командиры двух судов увидели, что швы на «Палладе» разошлись настолько, что вода в трюме доходила до жилой палубы. Был получен приказ военного губернатора В.С. Завойко об уничтожении «Паллады». Старый моряк, ученик Лазарева, участник Наваринского сражения и военный губернатор Петропавловского порта, отразившего нападение англо-французской эскадры (шла Крымская война), понимал, что в сложившейся военной обстановке «Паллада» будет только обузой для остальных двух судов. Двадцать три года фрегат «Паллада» прослужил Родине, прежде чем окончить свои дни на дне Императорской гавани.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 
 
 
5a554918