Водоизмещение фактическое 11 500 т, длина по ВЛ 112,6 м, ширина 21,3 м, осадка 8,1 м. Мощность машин 11 260 л. с., скорость 16,3 уз.
Броня (гарвеевская и опытная крупповская): пояс 368—254 мм, казематы 127 мм, башни главного калибра 254 мм, башни среднего калибра 152 мм, палуба 76—51 мм, рубка 229 мм.
Вооружение: четыре 305-мм, двенадцать 152-мм, двенадцать 47-мм, двадцать восемь 37-мм пушек, 6 торпедных аппаратов.
Всего построено 3 единицы: “Полтава”, “Петропавловск” (1897 г.) и “Севастополь” (1898 г.).
Первоначально «Полтава» проектировалась как усовершенствованный вариант хорошо зарекомендовавших себя в дальних плаваниях броненосцев типа Император Александр II, оснащенный второй спаренной 305-мм барбетной установкой и 203-мм орудиями в бортовых барбетах на высоте верхней палубы. Однако впоследствии проект был существенно переработан. Систему бронирования заимствовали у Сисой Великий, барбеты заменили на башни, причем вместо 203-мм орудий установили 152-мм скорострельные пушки Канэ в башенных установках Обуховского завода, оснащенных — впервые в отечественном флоте — электроприводом вместо традиционных гидравлических передач. Уже в ходе строительства применили и еще одну важную новинку — гарвеевскую броню, поставленную американским заводом “Бетлехем стил” и германским “Крупп”. Партии броневых плит подвергли всесторонним испытаниям; по результатам обстрела лучше всех показала себя броня Круппа, но высокая стоимость последней не способствовала ее широкому внедрению.
Полтава 1897/1924
Участвовал в бою в Желтое море.
Затоплен в Порт-Артуре 20 декабря 1904 года накануне сдачи крепости.
Лежавший на грунте внутренней гавани Порт-Артура броненосец «Полтава» японцы подняли 8 июля 1905 г. (н.ст.) и уже 21 июля зачислили в состав своего флота под названием «Танго». В 1907 г. после исправления корпуса лишенный артиллерии и части механизмов корабль отбуксировали в Японию на верфь Майдзуру. В ходе ремонта и модернизации на нем установили 16 новых котлов типа Миябара, кормовой шпиль, заменили часть поврежденных и отсутствующих орудий орудиями систем Армстронга, сняли надводные торпедные аппараты, изменили трубы, вентиляционные дефлекторы, мачты. На главной палубе в носу и на спардеке установили по четыре 76-мм орудия. В 1909 г. «Танго» вошел в строй как броненосец береговой обороны 1 -го класса, но одновременно служил учебным кораблем для строевых матросов и комендоров. Экипаж корабля был увеличен до 750 человек.
В 1915 г. англичане и французы начали так называемую Дарданелльскую операцию. Поскольку здесь затрагивались интересы России, давно лелеявшей мечту о захвате черноморских проливов, морской ген-штаб считал абсолютно необходимым присутствие в составе союзных эскадр русских кораблей. Кроме того, большое значение приобрели морские перевозки военных грузов и войск между Россией и ее союзниками, которые могли вестись только через северные порты Архангельск и Романовск (Мурманск). Необходимо было защищать эти коммуникации от немецких надводных рейдеров и подлодок.
В этих условиях правительство России не нашло ничего лучшего, как обратиться к Японии с просьбой продать захваченные в прошлую войну свои же корабли. Японцы согласились уступить только самые старые, уже выведенные из состава активного флота. Купленные за 15,5 млн. рублей «Танго», «Сагами» (бывший Пересвет) и «Соя» (бывший «Варяг») 21 марта 1916 г. прибыли во Владивосток, а на следующий день состоялась их официальная передача России. Пересвет и «Варягу» вернули их прежние названия, но, поскольку имя «Полтава» уже носил балтийский дредноут, броненосец «Танго» был переименован в «Чесму» с зачислением его в состав Черноморского флота. Тем самым выражалась надежда, что «Чесма» вместе с союзниками пройдет из Средиземного моря в Черное, что до сих пор не удавалось ни одному русскому военному кораблю. 24 марта в соответствии с новой классификацией «Чесма» стала числиться линейным кораблем.
30 мая «Чесма» вышла в море для испытания машин и артиллерии, а уже 19 июня вместе с «Варягом» (Пересвет после аварии на камнях в бухте Патрокл находился в ремонте) отправилась в поход. Проходя ежедневно по 250 миль, корабли попутно проводили артиллерийские учения и совместные маневры, длившиеся иногда по нескольку часов. После прибытия в Аден 27 августа корабли были перекрашены в защитный цвет и перешли на несение службы по боевому расписанию. Дальнейшее продвижение было уже связано с риском атак подводных лодок. 6 сентября оба корабля прибыли в Порт-Саид, откуда их пути разошлись: «Варяг» отправился на Север, а «Чесма» взяла курс на Александрию, чтобы присоединиться к Средиземноморскому флоту союзников.
С весны 1916 г. Антанта, бесславно свернув Дарданелльскую кампанию, сосредоточила свое внимание на Эгейском море, где теперь проходила граница морской войны на этом театре. Одной из важных задач морских сил являлась поддержка Салоникского фронта, где находились и русские войска. В связи с действиями на этом фронте, целью которых были вывод Болгарии из войны и оттягивание германских войск из Франции, союзники предприняли ряд действий против Греции. Та оставалась нейтральной страной, но в ее армии имели место прогерманские настроения. Это и дало повод Антанте провести демонстрацию своего флота в Саламинской бухте в сентябре 1916г. Кульминацией ее стал захват и нейтрализация греческого флота в начале октября. Операцию возглавил командующий французским Средиземноморским флотом адмирал Дартиж. В его распоряжении, кроме флагманского дредноута «Прованс», имелось 4 французских и 1 английский броненосец, 3 французских и 2 английских крейсера, 2 гидроавианосца, 2 минзага, 3 монитора и 15 эсминцев, не считая мелких судов. Хотя этих сил было больше чем достаточно, для придания акции представительского характера к ним присоединили итальянский крейсер и русский броненосец «Чесма».
Перед такой армадой греки не оказали никакого сопротивления. Часть их кораблей примкнула к союзникам, остальные были разоружены. «Чесма» после этой операции покинула Средиземноморье — надежд на прорыв в Черное море уже не оставалось, а против австро-венгерского флота Антанта и так имела подавляющее преимущество. Единственным местом, где старый линкор мог оказаться полезным, оставался северный морской театр.
По пути к новому месту службы «Чесма» 22 ноября прибыла в Биркенхэд (Англия), чтобы на верфи Кэммелл Лэрд пройти ремонт своих сильно изношенных механизмов.
3 января 1917 г. «Чесма» бросила якорь в порту Александровск (ныне Полярное) и спустя 5 дней была зачислена во флотилию Северного Ледовитого океана. Принять какое-либо участие в боевых действиях линкору не довелось, а когда на флотилии узнали о революции в Петрограде, боевая деятельность уступила место политической.
В октябре экипаж «Чесмы» перешел на сторону Советской власти, но в марте 1918г. корабль был захвачен белогвардейцами и английскими интервентами, которые в течение двух лет использовали его на Белом море в качестве плавучей тюрьмы.
В марте 1920 г. под натиском наступавшей Красной Армии белогвардейцы и интервенты спешно эвакуировались из Архангельска, бросив все не представлявшие ценности корабли. Бывший линкор «Чесма» был зачислен в состав Беломорской военной флотилии, что имело чисто моральный эффект. Уже 16 июня следующего года корабль был сдан на хранение в Архангельский порт, а 3 июля 1924 г. его передали в Отдел фондового имущества для разборки на металл.
Петропавловск 1897/1904
Перешел на Дальний Восток в 1901 г.
На рассвете 13.04.04 г. (31.03.1904 по старому стилю) отставший от своего отряда миноносец «Страшный» на подходе к Порт-Артуру был потоплен истребителями 2-го отряда из охранения «Корю-Мару». Поспешивший к месту боя крейсер «Баян», подобрав оставшихся в живых членов экипажа «Страшного», завязал бой с 2 броненосными и 3 бронепалубными крейсерами японцев. На поддержку «Баяна» в море вышли «Петропавловск» под флагом Макарова и Полтава. События начали разворачиваться не в том направлении, на которое рассчитывали японцы. Устремившись в погоню за противником, русские корабли благополучно миновали минное поле, но в 15 милях от базы встретили главные силы Того (6 броненосцев и еще 2 броненосных крейсера). Макаров решил провести разведку боем. Вернувшись на внешний рейд, он присоединил к себе Пересвет, Победа, крейсера и начал сближение с противником. К сожалению, теперь курс был взят прямо на мины.
В 9 часов 43 минуты под шедшим головным «Петропавловск», который находился в 2 милях от полуострова Тигровый Хвост, взорвалась одна из мин. Взрыв с правого борта пришелся как раз в район носовой башни ГК, где были сосредоточены артиллерийские и минные погреба. Боезапас сдетонировал, буквально расколов корабль на две части. Почти сразу последовал взрыв котлов, и броненосец за 2 минуты исчез под водой. Вместе с кораблем погибли вице-адмирал С.О. Макаров, начальник его штаба контр-адмирал М.П.Молас, известный русский художник-баталист В.В.Верещагин, 27 офицеров и 652 прочих чина. Спасти удалось всего 7 офицеров — среди них командира корабля Н.М.Яковлева (впоследствии начальник Главного морского штаба, а затем член Адмиралтейств-совета), Великого князя Кирилла Владимировича (возглавлявшего военно-морской отдел штаба Макарова) и 73 других члена экипажа.
Севастополь 1898/1904
Перешел на Дальний Восток в 1900-01 гг.
Во время Русско-японская война подрывался на минах 10 июня и 10 августа.
Участвовал в бою в Желтое море.
В конце осады, выдержав попадания 5 280-мм и 9 120-мм снарядов, перешел в бухту Белый волк, где в течение 6 ночей отбивал атаки японских миноносцев. Получил попадание торпеды (3 близких разрыва в сетях). Перед капитуляцией Порт-Артура затоплен 20.12.1904 г.