Германия вплоть до конца Второй мировой войны стремилась создать чудо-оружие. Несмотря на то что создать ракету, оснащенную ядерной боевой, она не успела, ей удалось добиться впечатляющих результатов в развитии ракетных технологий. В частности, была создана целая серия баллистических и крылатых ракет типа «Фау-1», «Фау-2» и «Фау-З». Причем ракеты «Фау-1» и «Фау-2» были не только успешно испытаны, но и активно применялись при обстреле британских островов. Об этом немало написано, но мало известно о полигонных испытаниях и опытах использования различных вариантов и модификаций ракет на подводных лодках.
Начало Великой Отечественной войны на Черном море описано во многих изданиях и достаточно полно. Поэтому мы лишь уточним детали и расставим некоторые акценты.
Больше всего советский флот времен Второй мировой помнят за его важную роль в защите обреченных морских портов в Одессе и Севастополе на берегу Крымского моря (так в тексте — прим.ред.). Тем не менее, на арктическом севере советские боевые корабли значительно повлияли на ход первых нескольких месяцев войны с нацисткой Германией. Разношерстная флотилия эсминцев и дозорных кораблей на пару с двумя храбрыми стрелковыми дивизиями остановила передвижение элитных гитлеровских горных бойцов, защитив важные линии снабжения, соединявшие СССР с Англией и Соединенными Штатами.
После разгрома на западе Германии и ее союзников Япония оказалась один на один с коалицией государств, обладающих самым мощным в мире военно-экономическим потенциалом. Ее же промышленное производство неуклонно сокращалось. Японское правительство понимало трагизм сложившегося положения, однако продолжало рассчитывать путем упорного сопротивления добиться заключения мира на выгодных для себя условиях.
К августу 1945 года вооруженные силы Японии насчитывали более 7 млн. человек, причем 5,5 млн. приходилось на сухопутные войска. Японский флот хоть и понес значительные потери, однако насчитывал в своем составе около 500 боевых кораблей различных классов, в том числе три авианосца, один линейный корабль, три крейсера, 44 эскадренных миноносца и т.д. Кроме того, в составе японского флота находилось свыше трех тыс. сверхмалых подводных лодок типов "кайрю", "корю" и управляемых человеко-торпед типа "кайтен", а авиация насчитывала более 10,5 тыс. самолетов.
Утром 17 августа 1944 года разведывательная авиация Северного флота обнаружила сосредоточение вражеских транспортов и кораблей охранения западнее мыса Нордкин. Через несколько часов появился конвой, состоявший из трех крупных транспортов, шедших в охранении двух эсминцев, восьми сторожевиков, тральщика и двенадцати катеров. В воздухе над конвоем постоянно барражировали три «Мессершмитта». Замещавший командующего флотом контр-адмирал Василий Иванович Платонов приказал морским летчикам не терять из виду этот конвой, а катерникам — готовиться к массированному удару.
Вначале Платонов решил нанести удар по конвою совместными действиями авиации и катеров. Такие удары к тому времени на Северном флоте были отработаны и давали неплохие результаты. Как правило, первыми вступали в бой морские летчики, а затем по их наведению в атаку выходили торпедные катера. Однако небо над Варангер-фиордом покрылось плотными облаками, нижняя кромка которых опускалась до 400 метров. Метеослужба улучшения погоды не предвещала. Ветер зюйд-ост-ост 2—3 балла, волнение до 3 баллов, а облачность до 9 баллов. При такой погоде могли действовать только катера.
После проведения советскими войсками Выборгской наступательной операции (10-20 июня 1944 года) создались благоприятные условия для освобождения от немецко-фашистских войск Финляндии и вывода ее из войны. Для немецкого командования исключительно большую роль играли морские коммуникации, связывающие порты Германии и Финляндии. Не меньшее значение морские коммуникации имели и для советской стороны.
Летом 1944 года для прикрытия Котки от ударов советской авиации немцы направили крейсер противовоздушной обороны «Ниобе», а для прикрытия своих конвоев в Финский и Выборгский заливы послали подводные лодки. Вскоре, однако, советские морские летчики потопили крейсер, а на маршрутах развертывания немецких подводных лодок и в районах их действия появились советские малые охотники. Один из них потопил подводную лодку U-250. Она была спущена на воду на верфи «Германия» в Киле 11 ноября 1943 года, а в середине декабря вошла в состав германского флота. Подводная лодка имела длину 67,0 и ширину 6,2 метра. Ее надводное водоизмещение равнялось 770 тоннам, надводная скорость — 17, а подводная — 7,5 узлам, глубина погружения 100 метров. Вооружение состояло из четырех носовых и одного кормового торпедных аппаратов, спаренной 37-мм артиллерийской установки и двух спаренных 20-мм зенитных автоматов. На лодке находилось четырнадцать запасных торпед. Кроме обычных, на нее были загружены новые (акустические) торпеды Т-5.
Немецкое командование большое значение уделяло арктическим районам. Еще в 1940 году оно спланировало и успешно провело операцию под кодовым наименованием «Зеленый случай». Эта операция проводилась в целях разведки Северного морского пути. 14 августа 1940 года немецкий вспомогательный крейсер «Комет», замаскированный под грузовое судно, вошел в пролив Маточкин Шар. Свое появление в этом районе командир судна обосновал трудностью прорыва в Атлантику. Командир судна капитан 2 ранга Эйссен еще в годы Первой мировой войны на вспомогательном крейсере «Метеор» плавал в этих районах. В июне 1915 года он осуществлял постановки минных заграждений в горле Белого моря. Связанный договором с Германией, И. В. Сталин решил помочь немцам вырваться из ловушки. Он приказал начальнику Главсевморпути И. Д. Папанину включить в план арктических операций немецкое судно и обеспечить его проводку Северным морским путем из Атлантического в Тихий океан. Этот переход для германского штаба имел большое значение.
10 августа 1941 года - подвиг сторожевого корабля «Туман» Северного флота. Переоборудованный из рыболовного траулера, слабо вооруженный сторожевик вел бой с тремя эсминцами противника. Корабль погиб, но вошел в боевую летопись советского флота, как образец мужества экипажа, до конца выполнившего свой долг в борьбе с врагом.
25 августа 1942 года героически погиб ледокольный пароход «А. Сибиряков» в неравном бою с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер» в Карском море.